Налоговая проверка как основной метод налогового контроля. Камеральная налоговая проверка

Содержание

Камеральная проверка – это проверочное мероприятие, которое осуществляется налоговой инспекцией, только основываясь на имеющихся данных, прописанных в налоговых документах, без осуществления какой-либо еще проверки для налогооблагаемого лица.

image

Содержание

  1. Цель и задачи
  2. Что говорит закон
  3. Сроки проведения
  4. Порядок проведения
  5. Отличия камеральной и выездной проверки
  6. Результат

Проверка данного вида является самой распространенной из всех ныне существующих. Это некий подвид аудита, который проводится налоговыми органами. Стоит сказать, что камеральная проверка проводится для всех существующих хозяйствующих субъектов.

Организация собственного дела постоянно преследуется рисковыми ситуациями для бизнесменов разного уровня. Налоговые органы очень часто ведут проверочные комплексы и мероприятия для данных предприятий и компаний.

Налоговая проверка – это определенный вид налогового контроля, который реализуется в качестве выездной проверки, а также в камеральной форме. Она осуществляется с привлечением должностных лиц из Федеральной налоговой службы для обеспечения контроля при соблюдении налоговых законов Российской Федерации. Проверке могут быть подвержены не только налогоплательщики, так же эту проверку обязаны проходить агенты и лица, которые платят за различного рода сборы.

Отметим, что камеральная проверка представляет собой полную проверку налоговых документов, деклараций, бухгалтерии, отчетов, которые были поданы бизнесменами и крупными предприятиями. Главным отличием камеральных проверок является то, что они не нуждаются в конкретном выезде налоговой инспекции.

  1. Данная проверка осуществляется под руководством инспектора.
  2. Под проверочные мероприятия попадают отправленные налоговые декларации, операции по расчетам и платежам, разного рода справки и принятые заявления от сотрудников компании.
  3. Далее проводится анализ полученных документов, которые касаются налоговых перечислений.
  4. Отчет по проведенной камеральной проверке создается в электронной и печатной форме.
  5. Компании, где численность сотрудников превышает 100 человек, с начала 2008 года должны вести отчетные документы только в электронной форме.

image

Цель и задачи

Камеральная проверка всегда проводится для того, чтобы:

  • контролировать соблюдение налогового кодекса Российской Федерации внутри предприятий;
  • выявлять величину неуплаченных или недопогашенных налоговых вычетов по имеющимся нарушениям;
  • взыскать неуплаченную или недопогашенную задолженность перед налоговой инспекцией;
  • привлекать нарушителей к ответственности налогового и административного типа;
  • подготавливать данные для осуществления реального выбора налогоплательщиков для понимания актуальности выездной проверки;
  • проверять легальность применения имеющихся льгот.

Любая проверка имеет собственные задачи в области применения. Камеральная проверка не исключение, и перед налоговыми органами отчитывается:

  • в проверке на правильность формирования бухгалтерских отчетов;
  • в подсчете величин по налоговым сборам, перечисляемых в государственный аппарат;
  • в контроле действий над своевременным предоставлением налоговой информации по расчетам;
  • в определении несоответствия информации в бухгалтерской отчетности;
  • в проверке информационных данных, которые указываются в бухгалтерской и налоговой отчетности;
  • в определении нарушений налоговой ответственности.

Что говорит закон

Камеральная проверка, как говорилось выше, является видом аудита федеральной налоговой службы, которая проводится при поддержке действующего налогового кодекса Российской Федерации. Все информационные данные, касающиеся порядка и правил ее осуществления, прописаны в статьях 31, 87 и 88 налогового кодекса.

При наличии документов, которые постоянно присылаются различными компаниями и предприятиями, можно провести камеральную проверку. Недостающая документация может быть запрошена представителями налоговой инспекции. Количество этой документации всегда велико, поэтому довольно-таки часто встают ситуации, когда нужна полностью заверенная документация, а не ее часть.

Заверенные копии документов должны отражать все информационные данные, которые есть на оригинале данной бумаги. Налоговое законодательство не предусматривает определенные условия для предоставления заверенных копий документов в Федеральную налоговую службу. Именно по этой причине заверяться могут любые документы и в любом количестве.

Пакеты с документами должны соответствовать определенным требованиям:

  • текст должен быть читабельным;
  • при просмотре пакетов не должно быть ситуаций с возможным ее механическим повреждением;
  • необходимо обеспечить простое и беспрепятственное копирование с документов;
  • все страницы должны быть пронумерованы, а также в конце указывается количество заверенных копий.

В налоговые органы папки с документами отсылаются с прилагаемым сопроводительным письмом.

В случаях, когда при помощи камеральной проверки в работе бизнесмена или простого работника были выявлены нарушения, касающиеся налогового кодекса, то налоговые инспектора имеют полноценное право наложить штрафные санкции, пени, дополнительные выплаты и т.д. Штрафные санкции выписываются, если:

  1. был зафиксирован факт уклонения от налоговых отчислений в количестве 20% от неуплаченных величин;
  2. был установлен отказ от заполнения и передачи налоговой декларации и отчетной документации;
  3. остальные нарушения административного характера.

Если бизнесмен или же руководящий состав компании скрывает от налоговой инспекции крупное количество денег, то они будут отвечать согласно статьям Уголовного законодательства Российской Федерации.

Сроки проведения

Налоговый кодекс Российской Федерации в статье 88 прописывает конкретные правила для проведения камеральной проверки. Она должна быть реализована налоговой инспекцией не позднее 90 дней с того момента, как налогоплательщиком была подана декларация и отчетная документация, которая составлена в соответствии с установленными нормами.

Очень часто возникают случаи, когда данный период для камеральной проверки начинается с даты, когда документация была получена, или же когда инспектора приняли решение о проведении проверки. Но такая организация проверки является незаконной, и суд может без труда признать вину налоговых инспекторов.

При условии, когда инспектора выявили внутри предприятия нарушения по налоговому законодательству, они обязаны обратиться в судебные органы власти. При подаче искового заявления, на рассмотрение дается срок полгода. Если в течение этого времени суд не рассмотрел иск, то штрафы, определенные налоговыми инспекторами, не применяются к ответчику.

Порядок проведения

Конкретные этапы для проведения камеральной проверки в организации не сформированы Налоговым кодексом Российской Федерации. Но, основываясь на статьях 88-101 все эти действия можно поделить на четыре части:

  1. Организуется прием документов от организаций или физических лиц, согласно установленным нормам. Здесь налоговые инспектора должны перепроверить всю нужную информацию по документам, которые должны быть в одной папке с декларацией и расчетами. При условии, что все документы на месте, начинается проверка.
  2. Принимается решение об осуществлении камеральной проверки внутри конкретных предприятий.
  3. После проверки создается отчетная документация, где прописываются ход проверки и ее результаты. Инспектора имеют полноценное право потребовать документы о ранее заявленных льготах для компании (при условии, что они были заявлены в декларации). В случае, когда декларация имеет большое количество ошибок и несогласованных данных, то Федеральная налоговая служба сообщает об этом налогоплательщику с последующим прошением исправить эту информацию на достоверную. Налогоплательщик должен исправить данные в декларации не позднее, чем через пять дней.
  4. Проводится доскональный анализ полученной информации и выносится окончательное решение по поводу каждой из проверенных организаций. Здесь, при выявлении ошибок и нарушений, составляется определенный акт. Но, если таких нарушений нет, то налоговые инспектора должны проставить в налоговой декларации «галочку» о том, что камеральная проверка была проведена.

Отличия камеральной и выездной проверки

На данный момент широкое применение имеют камеральные и выездные проверки. Последние организуются в соответствии с 89 статьей Налогового кодекса Российской Федерации. Так в чем их отличия?

Камеральные проверки проводятся согласно режиму Федеральной налоговой службы. Проверка проводится, основываясь на полученных информационных данных из деклараций или бухгалтерской отчетности компании. Стоит сказать, что о проведении этой проверки сам налогоплательщик не оповещается, а также не нужно определенное согласие руководства налоговой инспекции.

Сроки для проведения камеральной проверки равны три месяца, а изменения, которые можно внести по требованиям налоговых органов, необходимо оформить не позднее, чем через пять дней. Проверочный акт оформляется только, если были выявлены нарушения.

Выездные проверки реализуются не по всем компаниям, а выборочно на протяжении различных отчетных кварталов или по разным налоговым отчислениям. Для проведения проверки инспектора выезжают непосредственно в организацию или же она проводится в ближайшем отделении Федеральной налоговой службы.

Чтобы начать проверку, необходимо получить разрешение руководителя, к которому прикреплены инспектора. Руководящий состав предприятия, которое будет проверяться, должен быть оповещен в обязательном порядке. Время для проведения выездной проверки равно 2-6 месяцев, но не чаще, чем два раза в год. По окончанию процесса проверки предпринимателю или физическому лицу выдается документ, где говорится о проведенной проверке. Также инспектора должны составить отчетный акт, где формируется решение, несмотря на то, были ли нарушения или же отсутствовали.

Результат

Если в декларации были выявлены ошибки, нарушения или недочеты, то налоговый инспектор должен сообщить о них налогоплательщику в течении трех дней. Помимо этого, инспектор выставит требования на внесение определенных изменений в документацию. Период для внесения поправок должен быть не более пяти рабочих дней, но это касается тех случаев, где недочеты в декларации стали виновниками неуплаты налоговых отчислений.

Если был выявлен факт неуплаты, то налоговый инспектор в течение десяти рабочих дней принимает решение о привлечении компании или бизнесмена к штрафным санкциям, согласно налоговому кодексу. С этого момента налогоплательщик считается привлеченным к ответственности. Помимо этого, налоговый инспектор в течение десяти рабочих дней должен отправить уведомление о том, что компания должна уплатить штрафы, пени, а также внести изменения информации в документации.

Налоговое законодательство Российской Федерации имеет определенные нестыковки, которые касаются вопросов по оформлению таких актов. Высший суд Российской Федерации считает, что составление этих актов не является крайне необходимым. Арбитражные суды, в отличие от вышеуказанных, направлены на то, что результаты по камеральной проверке должны быть сформированы в документации, или же будут нарушены права предпринимателей. Получается, что если акт о проведении камеральной проверки не составлялся, то оплачивать штрафы можно не торопиться.

Чтобы удачно справиться с камеральной проверкой, нужно постоянно следить за правильностью заполнения отчетных документаций, деклараций, вовремя их отправлять в Федеральную налоговую службу, а также незамедлительно отвечать на поступающие вопросы от налоговых служб. В процессе проведения проверки необходимо составить математическую схему проверяемого предприятия, где нужно учесть рабочую область, финансовые возможности и оборачиваемость.

Часть инспекторов составляют некий портрет компании, где описывается величина налоговых отчислений, соблюдаются ли их сроки отправки и отчислений и т.д. Организуется проверка юридической стороны на наличие необходимых документов, партнерство с банковскими организациями, а также выясняется, работает ли компания не по своему профилю. Федеральная налоговая служба давно создала структуру, которая позволяет определить однодневные компании по определенным критериям, одним из которых является камеральная проверка.

Камеральная проверка представляет собой одну из главных направленностей для успешной организации производственной деятельности. Каждый предприниматель и его детище находятся под пристальным надзором Федеральной налоговой службы, которая и занимается организацией различного вида проверок для выявления некомпетентных и незаконных компаний. Проверочные мероприятия такого типа постоянно влекут за собой отрицательные результаты. Именно поэтому работа компаний должна быть четкой и согласованной с законодательством Российской Федерации.

Ваш репост и оценка статьи:

Похожие статьи

  1. SWIFT
  2. Безналичный денежный оборот
  3. Транш
  4. Пролонгация
  5. Оферта

Камеральная налоговая проверка – это контроль за соблюдением закона о налогах и сборах на основании налоговой декларации и документации, которые налогоплательщик сдал в налоговую самостоятельно, а также документов, имеющихся у ФНС.

Проводят камеральную налоговую проверку по месту нахождения инспекции, основываясь на представленных налогоплательщиком декларациях и документации, являющейся основанием для исчисления и уплаты налога, а также прочих бумаг о деятельности налогоплательщика, которые имеются у налоговой. Охватывает камеральная налоговая проверка период, который указан в декларации.

Если вы сами разбираете свой случай, связанный с порядком назначения камеральной проверки налогов, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи камеральной налоговой проверки уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода проверки зависит от множества факторов.

Выполняют налоговую проверку уполномоченные должностные лица налогового органа согласно их служебным обязанностям без специального постановления руководителя налоговой.

Цель и задачи камеральной проверки

Камеральная налоговая проверка призвана:

  • проконтролировать соблюдение налогоплательщиком норм права о налогах и сборах;
  • выявить и предупредить налоговые нарушения;
  • взыскать неуплаченные суммы налогов по найденным правонарушениям;
  • наказать виновных лиц за совершение правонарушений;
  • подготовить соответствующие данные для выездных камеральных налоговых проверок.

НК РФ ограничивает проведение камеральной налоговой проверки 3-месячным сроком, продление его не допускается.  Срок камеральной проверки начинается с момента предоставления налоговой декларации и документации, которая служит основанием для исчисления и уплаты налога.

Задачи камеральной налоговой проверки:

  • уточнить правильность оформления бухгалтерской отчетности;
  • проконтролировать расчеты по налогам –, в том числе, итоговые суммы, подлежащие уплате в бюджет;
  • проверить обоснованность использования ставок налога и льгот;
  • сопоставить отчетные показатели с цифрами предыдущего отчетного периода.

Контроль может охватывать деятельность организации за 3 предшествующих года. Более ранние документы не проверяют из-за вступления в силу исковой давности. Если у вас все же требуют их предъявить, право не показывать документацию можно оспорить в установленном порядке – обратившись к руководителю инспекции ФНС и направив жалобу в суд.

Порядок проведения камеральной проверки

Процесс камеральной проверки имеет четкий и установленный алгоритм, который должен строго соблюдаться:

  1. принятие решения и формирование требований о предоставлении документов.
  2. ознакомление налогоплательщиков с решением и требованиям;
  3. предоставление документации;
  4. проверка;
  5. оформление акта и решения по нему;
  6. вручение в установленный срок документации налогоплательщику.

Задачи организации во время камеральной проверки – подготовить по заявленному списку документацию. Бумаги предоставляют в территориальную налоговую инспекцию и передают проверяющему через канцелярию.

Документы должны иметь форму заверенных копий с сопроводительным письмом, в котором находится их опись. Формы сшивают между собой либо подают в папке. Налоговики вправе затребовать оригиналы, чтобы сравнить с дубликатами.

В ходе камеральной налоговой проверки часто выявляют и фиксируют нарушения сроков постановки на налоговый учет, а также уплаты налогов, периодов предоставления налоговых деклараций и т. п. О выявленных недочетах и нарушениях налогоплательщик получает уведомление с просьбой дать в течение 5 дней требуемые пояснения либо внести изменения. В том случае, когда после камеральной проверки документации устанавливают факт налогового нарушения, оформляют акт.

Налоговая вправе также во время камеральной проверки дополнительно истребовать у налогоплательщика информацию, получить объяснения и документацию, которая подтверждает правильность, своевременность исчисления и уплаты налогов.

Рекомендуем обращаться к опытным юристам, если у вас появятся вопросы относительно камеральной налоговой проверки.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует – напишите в форме ниже.

Большинство конфликтов между налогоплательщиками и налоговыми органами возникает при проведении налоговых проверок. Существует множество причин для таких разногласий, но зачастую все происходит из-за недостатков законодательства и противоречивой судебной практики.

Налоговый контроль

В соответствии со статьей 82 НК РФ налоговые проверки являются одной из форм налогового контроля.

Целью налогового контроля является предупреждение и устранение налоговых правонарушений (в том числе налоговых преступлений), а так же привлечение к ответственности лиц, совершивших налоговые правонарушения.    Камеральная налоговая проверка – наиболее массовый вид проверок, она представляет собой проверку бухгалтерской и налоговой отчетности, представленной налогоплательщиком.

Из каких этапов состоит камеральная налоговая проверка

Содержание камеральной проверки сводится к следующему: 1) проводится анализ налоговой отчетности, 2) устанавливается логическая связь между показателями хозяйственной деятельности налогоплательщика, 3) оценивается достоверность представленных сведений.

Камеральные проверки: как часто?

Периодичность камеральных проверок устанавливается законодательством о налогах и сборах, сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Камеральная проверка: место проведения

Камеральная проверка проводится:

– по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Если организация поставлена на учет по нескольким основаниям, то по налогам, рассчитываемым в централизованном порядке, камеральная проверка проводиться налоговым органом по месту нахождения головной организации.

Какие данные могут быть истребованы

В соответствии со ст. 88 Кодекса при проведении проверки налоговые органы в праве истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получать объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты тех или иных налогов.

Налогоплательщик обязан предоставить необходимые документы в течение пяти дней со дня получения требования.

Если организация не уложится в данный срок, инспекторы оштрафуют ее по пункту 1 статьи 126 Налогового Кодекса.

Налоговый орган может отправить в банк мотивированный запрос о представлении справки по операциям и счетам проверяемого налогоплательщика.

Следует отметить, что Кодексом не определено, какие дополнительные сведения и документы могут потребовать инспекторы при проведении проверки.

Поэтому контролеры в праве потребовать у организации первичные бухгалтерские документы. Такая позиция высказана в письме Минфина от 24 августа 2005 г. № 03-02-07/1-224. В нем финансовые специалисты ссылаются на постановление ФАС Северо-Западного округа от 6 июня 2005 г. № А66-12948/2004, в котором говорится, что при камеральной проверке первичные документы могут быть истребованы у фирм для подтверждения правильности и своевременности уплаты налога:

– уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа;

– срок проверки – в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

В течение трех месяцев инспекторы проверяют: -полноту и своевременность предоставления отчетности; -правильность оформления отчетности; -правильность исчисления налоговой базы; -обоснованность применяемых налоговых ставок и льгот; -арифметическую правильность расчетов сумм налога.

Результаты камеральной налоговой проверки

Оформление результатов камеральной налоговой проверки зависит от того, были ли выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между содержащимися в них сведениями, или контролерами было обнаружено налоговое правонарушение. В установленный срок инспекторы в праве потребовать от налогоплательщика внесения исправлений для устранения выявленных ошибок и противоречий.

В случаях, когда налоговиками выявлено налоговое правонарушение, например, неуплата или неполная уплата налога вследствие занижения налоговой базы, организация заплатит штрафы, предусмотренные статьей 122 НК РФ.

Материалы проверки, в ходе которой установлено налоговое правонарушение, рассматривает руководитель налогового органа или его заместитель.

Он выносит одно из следующих решений: – о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения; – об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности; – о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Срок вынесения решения по результатам

 Решение должно быть вынесено не позднее последнего дня срока, установленного для проведения проверки. Иными словами, не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Требование об уплате налогов

В случае доначисления налогов в результате камеральной налоговой проверки, налогоплательщику направляется требование об уплате соответствующей суммы налогов и пеней.

Данное требование, по сути, является информированием налогоплательщика о результатах проведения камеральной проверки. Если налоговики не известили компанию о результатах проверки или не направили уведомление об уплате налога и пеней, а сразу обратились в суд, то служители Фемиды в иске им откажут.

От камеральной проверки не застрахована ни одна фирма. А безболезненно пройти проверку удается далеко не всем. Поэтому о нюансах ее проведения необходимо знать для того, чтобы избежать многих проблем.

Читайте по теме: Письмо из налоговой: что делать? Обжалование решения налоговой инспекции в суде

Вам также может быть интересно: Налоговая проверка, ИФНС выставила требование о предоставлении документов

У Вас возникла спорная ситуация с налоговыми органами?

Запишитесь на консультацию к нашему юристу, заполнив несложную форму

Остались вопросы? Мы поможем!

+7(499) 390-91-01 Москва +7(3812) 300-737 Омск

Темы: Закон и правоОрганизация бизнесаПроверки Чаще всего физические лица контактируют с налоговыми органами посредством отчетности по НДФЛ. Если сотрудниками инспекции будут замечены расхождения или грубые ошибки в декларации, то они по законодательству вправе провести контрольное мероприятие. Поэтому налогоплательщики должны быть осведомлены о том, что такое камеральная налоговая проверка физического лица, как и зачем она проводится.

Оглавление: 1. Что такое камеральная проверка физических лиц 1.1. Где и кем проводится камеральная проверка 2. Какие существуют основания для проверки 3. Срок проведения камеральной проверки физических лиц 4. Какие документы запрашиваются при проверке 5. Ключевые этапы камеральной проверки 5.1. Последовательность проведения 5.2. Как оформляют результаты камеральной проверки 5.3. Что вносится в акт проверки

Что такое камеральная проверка физических лиц

Данное мероприятие представляет собой проверку соответствия налоговой отчетности предъявляемым к ней требованиям. Говоря простым языком, изучая пакет документов, который физическое лицо подает в территориальный орган, налоговая служба оценивает:

  • правильность заполнения бумаг;
  • соблюдение законодательства;
  • полноту отражения информации;
  • применение тех формул для вычисления, что установлены НК РФ.

Отличительными особенностями камеральной проверки являются:

  • отсутствие необходимости в отдельном разрешении и выезде налогового органа на проведение контрольного мероприятия;
  • односторонний порядок – присутствие и согласие физического лица во время проверки не обязательно.

Где и кем проводится камеральная проверка

Все камеральные проверки по налоговому законодательству должны проводиться уполномоченными лицами в стенах территориального налогового органа. В этом состоит ключевое отличие от выездных проверок. Обычно этим занимается отдел камеральных проверок, где рассматривают декларации юридических и физических лиц. Налоговый инспектор на данную процедуру назначается соответствующим приказом руководства. В нем отмечаются все его права, обязанности и ответственность за результаты мероприятия. Для должностного лица определен ряд положений, ограничивающих его в рамках налогового регламента:

  • работа ведется только с предоставленными материалами за исключением документации, указываемой заранее;
  • невозможно провести процедуру повторно;
  • анализ данных за тот период, что отмечен в НК РФ (календарный год).

Нарушение перечисленных пунктов служит предпосылкой аннуляции заключения проверяющего и привлечения к ответственности инспектора.

Какие существуют основания для проверки

Прежде чем рассмотреть, что такое камеральная проверка декларации физического лица на практике, необходимо ознакомиться с основаниями ее инициирования. Поскольку для инспекторов предусмотрены ограниченные условия работы, они не вправе при каждой камеральной проверке подавать запрос на документы, а только в определенных ситуациях. Основаниями для этого будут выступать:

  • наличие ошибок в отчете или расхождений;
  • предоставление уточненной декларации;
  • льготная категория налогоплательщиков.

При ошибке в расчете или несоответствии данных уполномоченное лицо предъявляет требование на пояснение от налогоплательщика. Расхождения встречаются часто, но процедурой предусмотрена необходимость повторного выяснения. Предоставление уточненной декларации обычно связано либо с уменьшением налога, либо с приращением суммы убытка. Поэтому проверяющему интересна первичная информация для сравнения. В последнем случае может понадобиться подтверждение льготы физического лица (удостоверяющая бумага предоставляется в течение 5 дней).

Срок проведения камеральной проверки физических лиц

Данный вид налоговой проверки осуществляется в течение 3-х месяцев после предоставления декларации налогоплательщиком в территориальную налоговую службу (регламентировано ст. 80 НК РФ). Следует обратить внимание, что инспекция имеет право остановить процедуру ранее указанного срока при условии завершения проверочных мероприятий. Если проверка предусматривает необходимость включения дополнительных способов налогового контроля, то к действующему периоду плюсуется еще один месяц (закреплено в ст. 101 НК РФ). Опыт проведения проверок и судебная практика показывают: уполномоченное лицо не может нарушать указанные сроки, поскольку превышение сроков – основание для аннуляции результатов проверки. Однако в ситуации, когда акт о проверке составлен после этого временного периода, нарушение не служит основанием для отмены итогов (ст. 88 НК РФ).

Какие документы запрашиваются при проверке

Непосредственная камеральная проверка в отношении физического лица чаще всего начинается с отправки требования на документы инспектором в организацию, где работает налогоплательщик. Впрочем, данному этапу предшествуют другие, локализованные внутри налогового органа, рассмотренные ниже.

В телефонном режиме запрос не допускается.

В типовой форме требования заполняются следующие моменты:

  • ссылка на статью и подпункт в НК РФ, в соответствии которой инициируется процедура;
  • точные сроки отправки;
  • перечень документов, необходимых для проверки и интересующие данные;
  • реквизиты организации;
  • если проверка касается выборочных лиц, то их Ф.И.О. и должности;
  • название мероприятия и охватываемый период поверки документации.

Для инспекции интерес представляет весь пакет налоговой отчетности.

Ключевые этапы камеральной проверки

Описываемое мероприятие проводится в несколько последовательных этапов:

  1. Определение точности расчета налоговой базы:
  • анализ взаимосвязей отдельных показателей;
  • сопоставление данных деклараций с аналогичными сведениями прошлых периодов;
  • проверка отражения бухгалтерской и налоговой информации в отчетности;
  • сопоставление этой же информации с показаниями в финансовых результатах организации, где работает физлицо.
  1. Выяснение правильности арифметического вычисления отображаемых в декларации показателей.
  2. Выявление обоснованности вычетов налогов;
  3. Определение правильности использования налоговых льгот и ставок с учетом сверки с установленными в законодательстве.

Последовательность проведения

Камеральная налоговая проверка декларации физического лица имеет строгий ход осуществления, нарушать который не допускается, поскольку он регламентирован ст. 88 НК РФ. Цикл проверки описывается следующим алгоритмом:

  • физлицо подает декларацию в территориальный налоговый орган самостоятельно или это делает его работодатель;
  • полученные данные из документа заносятся в информационную систему службы, что подтверждает их регистрацию у инспектора;
  • сведения сверяются с контрольными цифрами, определенными для каждого вида налога;
  • далее проводится поэтапный анализ данных по текущему периоду и сопоставление с предыдущим;
  • для выявления значительных несоответствий сведения из декларации сравнивают с данными другой отчетности;
  • составление заключения о проведенных мероприятиях.

Камеральная проверка позволяет инспекторам прибегать к четко прописанным мерам для правильного оформления акта. К таковым относятся:

  • вызов налогоплательщика в службу для разъяснений;
  • отправка требования для пояснений по месту работы;
  • запрос документации;
  • истребование отчетности у контрагентов или других лиц, интересующих инспекцию;
  • обращение к свидетелям;
  • экспертиза подписей;
  • проведение осмотра документов;
  • привлечение переводчика или иных специалистов по необходимости.

Как оформляют результаты камеральной проверки

Когда срок камеральной проверки физического лица подходит к концу, и должностное лицо готово вынести заключение, составляется соответствующий акт. Данный документ призван отобразить результаты проверки, которые, в свою очередь, могут быть трех видов:

  1. отсутствие ошибок и противоречий в декларации (налоговый орган официально заканчивает процедуру);
  2. наличие нарушений со стороны налогоплательщика (для углубленной проверки направляют требование о предоставлении пояснений;  если причина не обнаружена, составляется акт, где указываются обстоятельства проведения);
  3. нарушения по вине инспектора (остановка проверки, в некоторых случаях – судебное разбирательство).

В каждом случае направляется письменное уведомление об окончании процедуры.

Что вносится в акт проверки

В акте камеральной проверки физического лица налоговым инспектором отмечаются перечисленные сведения:

  • подробное название бумаги;
  • наименование организации налогоплательщика, адрес расположения;
  • Ф.И.О. и должность проверяющего;
  • вид налога или сбора;
  • сроки проведения и предоставления декларации;
  • ссылка на статьи в НК РФ;
  • дата начала и окончания мероприятия;
  • основание проведение (декларация, отчетность);
  • список лиц, представленный таблицей, в отношении которых инициировалось мероприятие;
  • при необходимости заполняется строка основания для выездной проверки с номером приказа руководства;
  • статьи нарушения и ответственность за них;
  • предложения инспекции по ликвидации нарушений.

Акт составляется в двух экземплярах: один отсылается налогоплательщику, а второй поступает в архив инспекции. При нарушениях к документу прикрепляются письменные доказательства. При уклонении физлица от получения акта налоговый орган отправляет заказное письмо с уведомлением.

Завершив изучение финансовых документов налогоплательщика, налоговый инспектор обязан составить акт камеральной налоговой проверки. Однако это правило можно и не соблюдать. В каком случае составление отчета о проделанной работе становится непременным условием для сотрудника ФНС? Как следует правильно заполнить эту деловую бумагу? Ответить на эти вопросы постараемся в данной статье.

image

В каком случае составляется акт камеральной проверки?

Налоговый инспектор обязан проверять каждый документ, предоставленный налогоплательщиком, на соответствие нормам действующего налогового законодательства. Обычно о начале проверки он не предупреждает предпринимателя, поскольку его присутствие не требуется. Работа ведется лишь с отчетностью: декларация, бух. учет и ряд других важных бумаг.

Если всё в порядке, проверка завершается, и налогоплательщика об этом также не оповещают. Если есть недочеты, проверяемому лицу предлагают их исправить: предоставить объяснения или уточненную декларацию. Как только все нюансы будут улажены, проверка завершается, но в этом случае закон требует от инспектора составления акта камеральной налоговой проверки. Как его правильно составить, рассмотрим далее.

Форма документа

Если требуется составить акт камеральной налоговой проверки, образец его заполнения представим в статье, а форму можно скачать с официального сайта Налоговой службы (например, по этой ссылке https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/desk_audits/4313669/). При составлении акта или заполнении уже готового образца стоит помнить о том, что документ состоит из трех частей:

  • вводной;
  • описывающей (основной);
  • заключительной (резолютивной).

В первой части (шапка документа) необходимо указывать номер акта, полное и сокращенное название организации (проверяемого лица), ее реквизиты. Если проверяли физическое лицо, то следует указать его инициалы (имя, отчество) и фамилию, а также ИНН при наличии. Инспектор должен также указать место составления документа и дату.

В этой же части необходимо указать следующие данные:

  • инициалы (имя, отчество) и фамилия налогового инспектора, проводившего проверку;
  • перечень документов, которые послужили основанием для проведения проверки (первичная, уточненная, корректирующая декларация);
  • сроки проверки;
  • перечень всех проведенных мероприятий.

Во второй части указываются данные, подтверждающие или опровергающие факт нарушения налогового законодательства, обстоятельства, смягчающие ответственность юридического или физического лица за выявленные правонарушения. Эта информация должна быть объективной, обоснованной и соответствующей действительности. Ошибки исключены. Каждая формулировка должна быть точной, не допускающей иной (неверной) трактовки.

В третьей части приводятся выводы: какие нарушения были выявлены и какое наказание грозит налогоплательщику. Указываются суммы штрафов, пени и т.д. Кроме этих данных – должность, фамилия и инициалы налогового инспектора и налогоплательщика.

Заметим, данный документ составляется в двух экземплярах. Один остается в налоговой, второй отдают проверяемому лицу (физ. лицу или руководителю компании).

Правила составления документа

  • Акт «камералки» следует составлять на русском языке на бумажных или электронных носителях.
  • Все денежные единицы, представленные в валюте иностранного государства, следует расшифровать – привести соответствующий эквивалент в русских рублях (по курсу Центробанка на момент проведения проверки).
  • Допускается использование аббревиатур, но название компании при первом упоминании должно быть полным.
  • Все даты необходимо указывать в формате ДД.ММ.ГГГГ.
  • Если документ заполняется на бумажном носителе, следует заполнять специальную форму.
  • Ошибки и исправления недопустимы. Исключение составляют те случаи, когда эти исправления заверены подписями проверяющего налогового инспектора и налогоплательщика.

Вручение и последствия

Каждый экземпляр документа, подтверждающего проведение камеральной проверки, подписывают обе стороны (инспектор и проверяемое лицо). Если налогоплательщик будет не согласен с выводами инспектора, он имеет право не подписывать акт. Но в документе данный факт следует отразить. Если камеральная проверка проводится повторно, то акт составляется уже в трех экземплярах.

Составление акта – это норма действующего законодательства. На подготовку документа отводится 10 дней. В течение 5 дней с ним должен ознакомиться налогоплательщик и заверить своей подписью. Если документа не будет в наличии, результаты проверки отменяются.

Акт «камералки» становится основанием для составления Возражения. Несогласие с выводами госслужащего налогоплательщик должен оформить в письменном виде и в течение месяца после ознакомления с решением инспектора принести лично в налоговую или отправить по почте.

Итак, акт камеральной проверки составляют в том случае, если инспектор обнаружит ошибки в отчетных документах налогоплательщика. Он создается по утвержденному образцу в двух экземплярах на бумажном или электронном носителе. Он должен быть подписан как инспектором, так и проверяемым лицом. В течение 10 дней налоговая должна предоставить один экземпляр физическому лицу или руководителю организации.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий