Об обложении акцизами в пивоваренной отрасли, а также при реализации продукции в рамках ТС

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА ПИСЬМО от 14 ноября 2014 г. N ГД-4-3/23606

Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо о представлении информации о порядке налогообложения акцизом пивоваренной отрасли и режиме регулирования ставки акцизов на алкогольную продукцию и сообщает следующее.

1. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс) пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, являются подакцизными товарами.

Согласно положениям статьи 179 Налогового кодекса плательщиками акцизов на пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива (далее – подакцизные товары), признаются:

  • организации и индивидуальные предприниматели, реализующие произведенный ими подакцизный товар;
  • лица, осуществляющие перемещение подакцизных товаров через таможенную границу Российской Федерации и в иных случаях, предусмотренных главой 22 “Акцизы” Налогового кодекса.

2. Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, определяется отдельно по каждому виду подакцизных товаров, исходя из налоговой базы и соответствующей налоговой ставки.

В соответствии со статьей 187 Налогового кодекса налоговая база определяется как объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении.

Ставки акцизов на период с 01.01.2014 по 31.12.2016 утверждены Федеральным законом от 30.09.2013 N 269-ФЗ “О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации” (далее – Закон N 269-ФЗ), принятым в соответствии с Основными направлениями налоговой политики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, одобренными Правительством Российской Федерации 30 мая 2013 года.

При установлении ставок акциза на алкогольную продукцию Правительством Российской Федерации учитывается необходимость решения одновременно нескольких задач: формирование доходной базы бюджета Российской Федерации, ограничение потребления алкогольной продукции, а также воздействие на структуру потребления в пользу слабоалкогольной продукции.

Налогообложение пива осуществляется по ставкам акциза, дифференцированным в зависимости от нормативного содержания в нем объемной доли этилового спирта.

Так, согласно положениям Закона N 269-ФЗ и пункту 1 статьи 193 Налогового кодекса, налогообложение подакцизных товаров в период с 01.01.2014 по 31.12.2016 будет осуществляться по следующим ставкам:

Наименование подакцизного товара

Налоговые ставки (в рублях за единицу измерения)

с 01.01.2014 по 31.12.2014

с 01.01.2015 по 31.12.2015

с 01.01.2016 по 31.12.2016

Пиво с нормативным содержанием объемной доли этилового спирта до 0,5% включительно

0 рублей за 1 литр

0 рублей за 1 литр

0 рублей за 1 литр

Пиво с нормативным содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5% и до 8,6% включительно, напитки, изготавливаемые на основе пива

18 рублей за 1 литр

20 рублей за 1 литр

21 рубль за 1 литр

Пиво с нормативным содержанием объемной доли этилового спирта свыше 8,6%

31 рубль за 1 литр

37 рублей за 1 литр

39 рублей за 1 литр

3. Согласно статье 192 Налогового кодекса налоговым периодом по акцизам признается календарный месяц.

4. При осуществлении операций с подакцизными товарами подлежащих обложению акцизами, налогоплательщик обязан представить в налоговый орган налоговую декларацию по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, по форме, утвержденной приказом ФНС России от 14.06.2011 N ММВ-7-3/369@.

5. Уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации (передачи) указанных товаров за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В случае неуплаты, неполной уплаты акцизов и уплаты акциза с нарушением установленного срока налоговый орган взыскивает сумму налога и соответствующие пени в порядке и размерах, установленных Налоговым кодексом.

6. В соответствии со статьей 200 Налогового кодекса суммы акциза, предъявленные продавцом и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья для производства других подакцизных товаров (в том числе уплаченные при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации), подлежат вычету.

По общему правилу применения налоговых вычетов, предусмотренных статьей 201 Налогового кодекса, суммы акцизов принимаются к вычету только при условии их фактической уплаты и списания использованного подакцизного сырья на затраты по производству других подакцизных товаров.

7. Акцизами облагается ввоз подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Сроки и порядок уплаты акциза при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации устанавливаются таможенным законодательством Российской Федерации.

8. При реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при представлении в налоговый орган банковской гарантии. Такая банковская гарантия должна соответствовать требованиям, установленным пунктом 2 статьи 184 Налогового кодекса.

При отсутствии банковской гарантии налогоплательщик обязан уплатить акциз в порядке, предусмотренном для операций по реализации подакцизных товаров на территории Российской Федерации.

Впоследствии уплаченные суммы акциза подлежат возмещению после представления налогоплательщиком документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров.

9. В настоящее время порядок взимания акцизов на подакцизные товары в государствах – членах Таможенного союза регламентирован следующими документами:

1) Соглашение от 25.01.2008 “О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе”;

2) Протокол от 11.12.2009 “О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе” (далее – Протокол).

Взимание акцизов по подакцизным товарам Таможенного союза, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории государства – члена Таможенного союза, за исключением подакцизных товаров Таможенного союза, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации маркировке акцизными марками, осуществляется налоговыми органами.

Взимание акциза по подакцизным товарам Таможенного союза, подлежащим в соответствии с законодательством Российской Федерации маркировке акцизными марками, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории государства – члена Таможенного союза, осуществляется таможенными органами в порядке, установленном статьей 186.1 Налогового кодекса.

Основополагающими принципами, применяющимися при исчислении акцизов во взаимной торговле подакцизными товарами с государствами – членами Таможенного союза, являются:

  • при экспорте товаров применяется освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта. Порядок применения освобождения от уплаты акциза при экспорте подакцизных товаров с территории Российской Федерации на территорию государств – членов Таможенного союза регламентирован статьей 1 Протокола;
  • при импорте товаров на территорию одного государства – участника Таможенного союза с территории другого государства – участника Таможенного союза акцизы взимаются налоговыми органами государства-импортера в соответствии со статьей 2 Протокола.

При импорте товаров на территорию Российской Федерации акцизами облагаются товары, признаваемые подакцизными в соответствии со статьей 181 Налогового кодекса.

Налоговая база при исчислении акцизов определяется налогоплательщиком на дату принятия на учет импортированных подакцизный товаров, исходя из объема импортированных подакцизных товаров и соответствующей ставки акциза.

При импорте подакцизных товаров на территорию Российской Федерации с территории государств – членов Таможенного союза налогоплательщик подает в налоговый орган налоговую декларацию по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам), утвержденную приказом Минфина России от 07.07.2010 N 69н.

Одновременно с налоговой декларацией налогоплательщик представляет в налоговый орган документы, подтверждающие факт импорта подакцизных товаров: заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, договоры (контракты), на основании которых приобретены подакцизные товары, выписки банка, подтверждающие уплату акциза по импортированным товарам, транспортные (товаросопроводительные) документы, счета-фактуры.

В случаях неуплаты, неполной уплаты акцизов по импортированным товарам, несвоевременной уплате акциза, а также при выявлении фактов непредставления налоговых деклараций или их представления с нарушением срока, налоговый орган взыскивает акцизы и пени в порядке и размере, установленном законодательством Российской Федерации.

Различия в ставках акцизов на подакцизные товары в государствах – членах Таможенного союза значительны, так отклонения уровней ставок акциза на алкогольную продукцию в 2014 году составляют до 4 евро за литр.

Правительства государств – членов Таможенного союза ежегодно корректируют устанавливаемые ставки акцизов и перечень подакцизных товаров с учетом экономической ситуации.

В целях предотвращения нелегального оборота алкогольной продукции на территории государств членов – Таможенного союза, а также создания равных условий для предпринимательской деятельности на заседании Консультационного комитета по налоговой политике Евразийской экономической комиссии в августе 2012 года в г. Алматы достигнута договоренность о гармонизации размера ставок акцизов на алкогольную продукцию к 2020 году.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

3 класса

Д.Ю.ГРИГОРЕНКО

Акциз – один из видов налогов, который взимается с юридических лиц или индивидов, которые осуществляют операции с одним или несколькими видами товаров, попадающих под данный тип налога, к примеру — перемещение товаров через границу на территорию Российской Федерации. Акциз распространяется на такие виды товаров, как крепкие алкогольные напитки, табачные изделия, нефть, бензин, природный газ.

Есть ли акциз на пиво

К категории подакцизных товаров также относится и пиво, закреплено это 22 главой НК РФ.

  • Распространяется налог как на импортированное пиво, так и пиво, произведенное на территории страны, разлив пива так же приравнивается к производственному процессу в соответствии с п. 3 ст. 182 НК РФ.
  • Акциз на пиво имеет специфические или так называемые твердые ставки, что обозначено в статьей 193 НК РФ, начисляется акциз отдельно за каждый литр сырья.
  • Налоговую базу составляет объем произведенного или реализованного напитка, то есть налог платится за каждый литр пива. База налога при ввозе пива через таможенную границу такая же, как и в предыдущем случае, что обозначено в пп. 1 п. 1 ст. 191 НК РФ.

Случается, что при оплате налога выявляется недостача товара, этому есть два объяснения: естественная убыль сырья и производственные, транспортировочные, другие потери.

  • Первый тип недостачи представляет собой естественное уменьшение массы или объема товара, за счет естественных биологических, физических, химических процессов, при условии, что напиток сохраняет свои естественные качества. Пример естественной недостачи – испарение. Такой тип недостачи не учитывается при оплате налога.
  • Если же уменьшение количества пива связано не с естественными процессами, к примеру – бой тары с уже разлитым напитком, брак или повреждение – то такая недостача все равно попадает под акцизный налог. Если недостача продукции выявлена, датой ее продажи определяется день, когда недостача и была обнаружена. Такое положение закреплено в ст. 195 п. 4 НК РФ.

Расчет

Ставки и размер

imageРассчитать сумму акциза несложно. Для этого, нужно располагать информацией о крепости пива, его количестве, а также ставками на данную категорию в текущий период времени. Пиво имеет три основных типа крепости:

  • Доля этилового спирта ниже 0,5% (безалкогольное);
  • Доля этилового спирта от 0,5 до 8,6%;
  • Доля этилового спирта выше 8,6%.

Во втором чтении 2017 года, Госдума приняла законопроект, вносящий изменения акцизных ставок для отдельных категорий товара, сроком на 2017-2019 год, пивные напитки так же попали под повышение ставки. Сравним цены за последние года.

Доля спирта Цена на 2016 год Цена на 2017 год
Пиво, с долей спирта ниже 0,5% 0 рублей О рублей
Пиво, с содержанием от 0,5 до 8,6% спирта 20 рублей 21 рубль
Пиво, с содержанием более 8,6% спирта 37 рублей 39 рублей

Опираясь на информацию в таблице видим, что безалкогольное пиво облагается акцизным налогом только де-юре, де-факто – он составлял и продолжит составлять в ближайшие годы о рублей. Такие ставки на акциз для пива будут актуальны в течение последующих нескольких лет, как минимум – до 2019 года.

Обусловлено это тем, что законопроект Госдумы является частью «бюджетного пакета» для планирования бюджетов на период с 2017 по 2019 года. Если экономические показатели страны не достигнут запланированных отметок, после 19-го года стоит ожидать новой волны повышения ставок акцизных налогов для всех подчиняющихся налогу категорий товаров.

Формула и пример

Чтоб рассчитать сумму акциза, которую нужно заплатить за ввезенное или произведенное пиво, используют установленную формулу: А = НБ х С. Формула расшифровывается следующим образом:

  • Сумма акциза – А;
  • Налоговая база – НБ;
  • Ставка акциза в рублях за каждый литр напитка – С;

Имея расценки акцизных ставок и формулу для расчета, можем привести условно практичный пример. Представим, что компания произвела 900 литров пива, с долей этилового спирта 6%. Используем формулу: 900(НБ) х 21(С) = 18 900 рублей.

Уплата налога

Оплачивается акциз в установленном порядке, разбиваясь на две равные доли, оплачиваемые в конкретные сроки, а именно, до 25 числа следующего за отчетным месяца и до 15 числа через месяц после отчетного. Если необходимо уплатить акциз за сентябрь, то сделать это следует до 25 октября и 15 ноября. Перед оплатой, заполняется декларация со всей необходимой информацией, ее в налоговую инспекцию стоит предоставить до 25-го числа.

Оплатой акцизного налога при ввозе занимается поставщик, а при реализации продукта сумма налога чаще всего включается в стоимость пива, в чеках и на ценниках не отмечается, как обозначено в ст. 198 п. 4 НК РФ.

Декларация по акцизу на пиво (образец)

image

Как и любой другой попадающий под налог тип товара, пиво при ввозе в пределы Российской Федерации, а также при производстве/разливе, подлежит декларированию.

  • При производстве пиво с долей спирта более 0,5 % относится к группе «изготовление пива» с номером 15.96, туда же относится и безалкогольное пиво, несмотря на низкую вместимость или полное отсутствие спирта в веществе.
  • При ввозе же, опираясь на положения ТН ВЭД, безалкогольное пиво относят к группе безалкогольных напитков с номером 2202.

Акцизный налог, таким образом, выполняет две основных функции: пополняет государственный бюджет и защищает покупателей, предоставляя им качественный, оригинальный товар.

О том, к чему приводит повышение акциза на пиво, расскажет видео ниже:

Наша организация является производителем пива. Режим налогообложения ОСНО. ПБУ 18 не применяем. Акциз покупателю в отгрузочных документах не выставляем . Акциз исчисляем и уплачиваем в бюджет. В праве ли мы включить в затраты сумму акциза и уменьшить налог на прибыль? Проводки: Выпуск продукции 300 л. Отгружено 30л Акциз 30л*21р= 630 = Д 26 К 68.04 сумма 630= Документ отгрузки делает проводки Д 62.01 К 90.01.1 сумма 1800= Д 90.03 К 68.02 сумма 274.58 Д 90.02.1 К 43 сумма 840= В отчете о финансовых результатах и декларации по налогу на прибыль отражаем такие показатели: Выручка 1800-24,58=1525,42 Себестоимость 840+630=1470 Правильно?

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Цель этого проекта – дать самое общее представление об основных понятиях и терминах, с которыми приходится сталкиваться российскому предпринимателю. Мы постарались, чтобы объяснения были как можно более простыми и понятными. Кроме того, ответы на самые частые вопросы Вы сможете найти .

В таких коротких статьях невозможно раскрыть все особенности применения существующих норм и правил, поэтому мы настоятельно рекомендуем вам для более серьезного изучения использовать информационный сервис 1С:ИТС:

Мы будем очень признательны, если вы поможете нам, указав на допущенные неточности или на статьи, которые, по вашему мнению, должны появиться в дополнение к уже существующим.

Категории image  ФОТО СЕРГЕЯ КОНЬКОВА/ТАСС

Акцизы на табак — пожалуй, один из немногих видов косвенных налогов, повышение которого не вызывает отторжения у законодателей и в обществе, хотя и обуславливает известную социальную напряженность среди курящей части сограждан

РУБЛЕМ ПО НИКОТИНУ

Причина проста — во всем мире рекомендациям ВОЗ этот налог   используют   как действенную меру по борьбе с курением. И Россия не исключение. Весной этого года Минздрав России принял антитабачную концепцию, в   соответствии   с которой     предполагается, что повышение акцизов на табак и адекватное удорожание сигарет или папирос будет самым жестким образом стимулировать курильщиков отказаться от пагубного пристрастия.  Это хорошо  со всех точек зрения: людей подвигают вести здоровый образ жизни, укрепляя трудовой потенциал страны, а государственный бюджет получает дополнительно средства (в 2017 году около 510 миллиардов рублей), которые в теории будут потрачены также на благо общества. Однако так ли действенны эти меры?

Акцизы на табак наряду с акцизами на моторное     автомобильное топливо и алкоголь — любимый   инструмент экономического блока Правительства РФ, гарантированно дающий стабильный  рост поступлений в федеральный бюджет. Причем в отличие от выпивки и бензина табачные поборы растут в опережающей прогрессии. По подсчетам известного эксперта в обороте табака Сергея Киселева, табачный акциз на протяжении последних лет ежегодно увеличивается на 35-40 процентов, это не считая так называемого адвалора (процент, уплачиваемый с максимальной розничной стоимости пачки табака). В итоге общий объем сбора табачных акцизов с 1998 года увеличился в триста раз!

image Фото ИНТЕРПРЕСС.РУ

А что же здоровье наших сограждан? Улучшилось ли? Стало ли меньше курильщиков? Об этом официальных данных нет, а разного рода расчеты и опросы показывают противоречивые результаты. В 2012 году Россия занимала второе место в мире по числу курильщиков, около 40 процентов взрослого населения было привержено пагубной привычке. Причем эта пропорция особенно не изменилась с начала 1990-х годов, когда Правительство начало активно использовать табачные акцизы как средство пополнения бюджета.

Ситуация начала меняться после того, как фискальные меры дополнили антитабачной пропагандой, запретили курить в общественных местах, исключили «задумчивые затяжки» симпатичных героев в телесериалах и так далее в соответствии с Федеральным законом №15-ФЗ от 23 февраля 2013 года «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». За три последующих года процесс сдвинулся с мертвой точки — количество курящих стало уменьшаться. Однако не теми темпами, которых можно было бы ожидать исходя из роста табачных акцизов. В самом деле, с 2012 года объем табачных поступлений в бюджет вырос более чем в два раза, акцизы увеличились примерно на триста процентов, а число никотинозависимых сократилось, по самым оптимистичным данным Минздрава, лишь на 10 процентов (с 41 до 31 процента от общей численности населения), а по другим, включая социологические опросы, лишь на 5-7 процентов, причем в крупных городах даже зафиксирован рост на 15-16 процентов.

image

Скворцова: Россия планирует и дальше повышать акцизы на табак

Россия по-прежнему находится на втором месте в мире по абсолютному количеству потребляемых сигарет, пропустив вперед только Китай. А в наиболее продуктивном возрасте от 19 до 44 лет курят 49,7 процента граждан России — свидетельствуют данные Всемирной организации здравоохранения. При этом, как ни парадоксально, потребление табака снизилось всего на 6 процентов, а количество проданных сигарет упало с 346 миллиардов штук в 2013 году до 274 миллиардов в 2016-м (аж на 20 процентов!). Такая диспропорция возможна только в одном случае: официальная статистика не учитывает нелегальный оборот табачных изделий, которые производят и в России на теневых производственных мощностях, обходя контролирующие государственные органы или криминально взаимодействуя с ними, и в сопредельных государствах вполне легально, но при значительно меньших табачных акцизах, — а затем вчерную, подкупая таможню, и всерую, используя курьеров, ввозят в Россию.

ПАЧКА ДОРОЖЕ -ТЕНЕВИКУ ПРИБЫТОК

Потому сокращение официально продаваемых сигарет на 20 процентов компенсируется контрафактом, и в итоге потребление табака сокращается лишь на 6 процентов. Цифры эти свидетельствуют об одном: самым простым методом, который выбирает Правительство, повышая акцизы на 15-20 процентов каждый год, достичь заявленной цели — сократить адекватными темпами число курильщиков — не удастся.

imageПричина в том, что дорожающую пачку сигарет успешно заменяет гораздо более дешевый контрафакт. И каждое повышение акциза вызывает рост спроса на нелегальный табак. Есть методика подсчета, которая определяет, как возрастает объем нелегального табака, поступающего на потребительский рынок по всем каналам в зависимости от роста акцизов и доходов населения. Если цена пачки сигарет превышает восемь процентов от уровня ежедневного дохода, потребитель начинает переключаться на более дешевые сорта или на аналогичный контрафакт, который предлагает черный рынок. Понятно, какой вариант выберет среднестатистический курильщик, который, как правило, с трудом отказывается от излюбленной марки сигарет.

Так вот, во Франции уровень доступности пачки возрос за последние три года с 8 до 12 процентов, а доля нелегальной продукции в общем объеме табачного оборота — с 15 до 27 процентов. Примерно то же соотношение и в ряде других европейских стран, а в некоторых — Болгарии, Греции, Румынии — и гораздо выше. Вывод такой: если повысить на процент стоимость табака, то нелегальный рынок вырастет на четыре процента! А что у нас? При средней зарплате 30 тысяч рублей стоимость пачки сигарет составляет около 70 рублей, или примерно те самые 8 процентов. Однако при более детальном анализе выясняется, что средняя зарплата — показатель достаточно лукавый и весьма зависим от региона и социальной группы. В частности, у курильщиков, большинство из которых относятся к низко- и среднеоплачиваемым слоям населения, зарплаты колеблются в пределах 15-20 тысяч, а ведь надо еще учитывать и расходы на детей, поддержку престарелых родителей и так далее. Вот и получается, что каждый пункт прироста акциза приносит прибыль и теневикам от табака.

Тем не менее, Минфин планирует опережающими темпами наращивать акцизы: в натуральном выражении по 15-20 рублей за пачку сигарет в год, что существенно превышает предполагаемый рост зарплат и реально располагаемых доходов населения и, соответственно, стимулирует уход потребителя в контрафактную зону табачного оборота.

Впрочем, все эти возможные издержки компенсируются тем, что так или иначе число курильщиков сокращается. А каждый процент избавившихся от табакозависимости приносит казне косвенный доход примерно на 10-15 миллиардов рублей — уменьшаются расходы на медицину, повышается производительность труда, не считая других неоспоримых благ.

ПЯТЬ ГОЛОВ ТАБАЧНОГО МОНСТРА

СПРАВКА Ежегодно табак приводит почти к 6 миллионам случаев смерти, из которых более 5 миллионов происходит среди потребителей и бывших потребителей табака и более 600 000 -среди некурящих людей, подвергающихся воздействию вторичного табачного дыма. Если не будут приняты срочные меры, число ежегодных случаев смерти к 2030 году может превысить восемь миллионов. (ВОЗ, 2017) А теперь напомним, что пять мировых компаний, которые контролируют производство и сбыт табачных изделий в глобальном масштабе, потеряли за последние три года примерно 12 миллиардов долларов прибыли. Причина — достаточно успешная реализация антитабачной политики, поддержанной Всемирной организацией здравоохранения и ООН. Тем не менее, табачные гиганты продолжают производить сигареты на астрономическую сумму — около 100 миллиардов долларов. Особо подчеркнем: это легальное производство. О теневом, под возможным скрытым покровительством американских, британских, японских и некоторых других корпораций можно лишь догадываться. Понятно, что лоббистский потенциал этих структур весьма мощен и направлен на то, чтобы любыми путями компенсировать финансовые потери. Потому неудивительно, что в начале сентября 2017 года в прессе появилась информация о письме, которое направила в Правительство России доселе не слишком известная Евразийская табачная коалиция (в нее входят общественные потребительские и антитабачные организации пяти стран ЕАЭС и Монголии).

Суть письма в том, чтобы, исходя из необходимости бороться с табакокурением, повысить через акцизы стоимость пачки сигарет до среднеевропейского уровня. По самым скромным оценкам, в этом случае несчастным курильщикам придется выкладывать за сигареты по 250-300 рублей! Или до 30 процентов ежедневного дохода, исходя из уровня зарплаты 30 тысяч рублей! Напомним, что повышение уровня доступности пачки сигарет на процент повышает оборот теневого рынка на четыре процента, а тут рост 22 процента.

image

Российские цены на табак стремятся в Европу

Даже если учесть, что эта пропорция неизбежно уменьшится по причине разового гигантского скачка цен, результат можно прогнозировать весьма невеселый: если предложение общественников из шести стран будет принято к исполнению, серый и черный рынок разрастется на 40-50 процентов. Добавим, что, по данным Федеральной таможенной службы, только за последний год количество контрафактного табака, ввозимого в Россию, возросло в два раза. Откуда везут? По странному совпадению в большинстве случаев из тех стран, представители которых входят как раз в упомянутую Антитабачную коалицию плюс Белоруссия.

image

Впрочем, совпадение совсем не странное, а закономерное. Дело в том, что в Казахстане, Белоруссии, Армении, Таджикистане, не говоря уже о Монголии, ставки табачных акцизов сегодня ниже российских на 15-30 процентов, что стало мощным стимулом для ввоза сигарет по всем каналам в нашу страну. Разница — а это громадные суммы — оседала в карманах посредников либо попадала на счета производителей табака. И если акцизы будут повышены до уровня европейских, то эта маржа, кратно увеличившись, принесет дополнительную прибыль тем самым корпорациям, компенсируя сокращение легального рынка.

Если считать верным оценочный оборот теневого рынка примерно в 30 процентов от общих продаж табака, то можно сделать вывод, что на каждые десять миллиардов рублей роста доходов казны от повышения акцизов придется три миллиарда рублей, которые поступят в распоряжение зарубежных бизнесменов, минуя российские фискальные органы. И все это под благим предлогом борьбы за идеалы мирового здравоохранения. Остроумно.

image Даже небольшой киоск вносит свою лепту в громадные объемы продаж табака / Фото Сергея Конькова/ТАСС

ПОСПЕШАЙ НЕ ТОРОПЯСЬ

Что же делать? Есть ли способы противостоять подобным процессам? Бесспорно. Зона ответственности правоохранительных органов — черный рынок, функционирующий вследствие криминальных действий нелегальных производителей и экспортеров табака, которые умудряются подделывать акцизные марки, миновать таможенные рубежи, декларируя высокосортные изделия под видом бюджетной продукции. Здесь все ясно. Серый же рынок, основа которого в разнице акцизов в странах — партнерах по ЕАЭС, можно вывести из тени простым способом: выровнять акцизные ставки до одного уровня во всем едином экономическом пространстве.

СПРАВКА Всесторонний запрет всех видов рекламы, стимулирования продажи и спонсорства может способствовать уменьшению потребления табака в среднем примерно на 7 процентов, а в некоторых странах -вплоть до 16 процентов. Лишь в 24 странах, где проживают 10 процентов населения мира, полностью запрещены все формы табачной рекламы, стимулирования продажи и спонсорства. (ВОЗ, 2017)Вроде бы все поддерживают эту идею, однако принятие соответствующего законодательного акта переносится уже третий год. И вовсе не по причине того, что Россия противодействует: о своей неготовности заявляют страны — партнеры по ЕАЭС. Почему-то этот факт прошел мимо внимания Антитабачной коалиции, хотя повышение акцизов в странах, которые эта коалиция представляет, несомненно, уменьшило бы число курильщиков.

Есть и другая довольно действенная экономическая мера, которую предлагает реализовать председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин. Дело в том, что органы исполнительной власти и правоохранители в регионах и муниципальных образованиях (а именно они ближе всего к распространению табачного контрафакта) не заинтересованы в том, чтобы пресекать подобную деятельность. Более того, очень часто подпольные дельцы специфически стимулируют местных чиновников, чтобы последние не замечали явных нарушений. Так вот, Сергей Рябухин предлагает направлять 15 процентов от поступлений табачных акцизов в региональные бюджеты. Тогда региональные власти получат вполне конкретные материальные стимулы, чтобы начать наступление на теневой бизнес. И в целом очень многие проблемы дефицитного консолидированного бюджета могут быть решены: 15 процентов — это примерно 75 миллиардов рублей дополнительных вливаний в субъекты Федерации, которые в совокупности сегодня, в частности, должны коммерческим банкам около 300 миллиардов рублей.

image

Депутат Веллер: резкое повышение акцизов на табак может привести к обратному результату

Минфин России в зависимости от результатов переговоров в рамках Евразийского экономического союза (именно эта организация с 2018 года будет регулировать размеры табачных акцизов) планирует повысить уровень налогообложения сигарет на 15-18 процентов. Однако велика вероятность того, что финансисты будут соблазнены возможностью быстро решить тяжелые бюджетные проблемы проверенным безотказным фискальным методом, использовав как повод предложение «вперед, к европейским ценам», содержащимся в упомянутом «письме шести» в Правительство РФ. И нехитрая комбинация, возможно, организованная табачным лобби, кратно увеличит нелегальный оборот сигарет и теневые прибыли, сильно сузив перспективы того, что количество курильщиков станет уменьшаться. Альтернатива есть. Но будут ли приняты во внимание аргументы сторонников действовать экономическими методами, постепенно и не торопясь, в том числе и из Совета Федерации и Госдумы?

Ещё материалы: Сергей Рябухин

32425

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий