Турагентство какая система налогообложения

_REQUEST:

Array (     [lang] =>      [data] => press-sluzhba/vystupleniya-doklady-i-intervyu/publikatsii-2020-goda/turoperatory-i-turagentstva-smogut-ne-platit-nalogi-do-1-maya/ ) 

url_data:

Array (     [0] => press-sluzhba/vystupleniya-doklady-i-intervyu/publikatsii-2020-goda/turoperatory-i-turagentstva-smogut-ne-platit-nalogi-do-1-maya/ ) 

МОСКВА. 25 МАРТА. ИНТЕРФАКС-ТУРИЗМ – Глава правительства РФ Михаил Мишустин поручил отсрочить уплату налогов и страховых взносов для туристических и авиационных компаний до 1 мая 2020 года.

“ФНС России обеспечить предоставление отсрочки (налоговых каникул) по уплате налогов, страховых взносов, срок уплаты которых приходится на период до 1 мая 2020 года, в отношении налогоплательщиков, относящихся к отраслям туризма и авиаперевозок”, — говорится в поручении премьера, опубликованном на портале правительства РФ.

Выполнить поручение предлагается путем направления требований об уплате налога в срок не ранее 1 мая 2020 года при наличии у налогоплательщиков недоимки по уплате налогов, страховых взносов.

“Будут приняты решения о взыскании налогов, страховых взносов не ранее 1 мая 2020 года, если это не влечет нарушения предельных сроков для принятия таких решений, установленных пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ”, — отмечается в документе.

В Ассоциации туроператоров России (АТОР) в свою очередь пояснили, что к налогоплательщикам в сфере туризма относятся туроператоры (любой вид туризма), турагенты, организации, осуществляющие экскурсионные услуги, коллективные средства размещения (отели), пляжи и горнолыжные трассы.

“Мера направлена на сохранение у работодателей средств для выплаты сотрудникам зарплаты. В ближайшее время ФНС направит итоговый список-подтверждение тех предприятий, на которые распространились меры поддержки”, — уточнили в ассоциации.

Как отметили в АТОР, проверить, вошла ли конкретная организация в список, можно будет на сайте Ростуризма по ИНН – там появится специальный раздел для туркомпаний. Если соответствующей записи не будет, можно обратиться в Ростуризм с просьбой о внесении данных об организации.

Источник – Туризм Интерфакс

Главная Коллекция “Otherreferats” Финансы, деньги и налоги Налогообложение в туризме

Особенности налогообложения туристской деятельности. Обороты по реализации услуг туризма на территории РФ как объект налогообложения на добавленную стоимость. Упрощенная система налогообложения для туристических фирм. Порядок определения доходов.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 05.03.2012
Размер файла 33,2В K

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д. PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах. Рекомендуем скачать работу.

Статья в журнале: №35 (1095) — Август 2013 , опубликовано 04.09.2013Тематики: НДФЛ Страховые взносы

Нам руководство приобретает турпутевки за границу. Как нам все оформить, чтобы избежать начисления налогов и страховых взносов?

В соответствии со ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

Туристическая путевка является для работника доходом в натуральной форме.

Перечень доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), перечислен в ст. 217 НК РФ.

Согласно п. 9 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) суммы полной или частичной компенсации (оплаты) работодателями своим работникам и (или) членам их семей, бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости, инвалидам, не работающим в данной организации, стоимости приобретаемых путевок, за исключением туристских, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории РФ, а также суммы полной или частичной компенсации (оплаты) стоимости путевок для не достигших возраста 16 лет детей, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории РФ, предоставляемые за счет средств организаций (индивидуальных предпринимателей), если расходы по такой компенсации (оплате) в соответствии с НК РФ не отнесены к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

При этом к санаторно-курортным и оздоровительным организациям относятся санатории, санатории-профилактории, профилактории, дома отдыха и базы отдыха, пансионаты, лечебно-оздоровительные комплексы, санаторные, оздоровительные и спортивные детские лагеря.

Таким образом, при получении дохода в натуральной форме в виде турпутевки сумма стоимости путевки подлежит налогообложению НДФЛ по ставке 13%.

Если организация оформит путевки договорами дарения, то можно будет воспользоваться нормой п. 28 ст. 217 НК РФ, согласно которому не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, не превышающие 4 000 рублей, полученные за налоговый период, в частности, стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей.

Организация как налоговый агент обязана удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам.

При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 Закона № 212-ФЗ.

Минздравсоцразвития РФ в письмах от 23.03.2010 г. № 647-19, от 16.03.2010 г. № 589-19 указало, что страховые взносы начисляются на выплаты и иные вознаграждения в рамках трудовых правоотношений независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, за исключением выплат, указанных в ст. 9 Закона № 212-ФЗ.

К объекту обложения страховыми взносами относятся все выплаты в пользу работников, произведенные в рамках трудовых правоотношений, в том числе предусмотренные трудовыми, коллективным договорами, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя.

Учитывая изложенное, выплаты сотрудникам, которые в трудовых договорах с ними прямо не прописаны, тем не менее подлежат обложению страховыми взносами как производимые в рамках трудовых правоотношений работников с работодателем и, значит, связанные с трудовыми договорами.

П. 3 ст. 7 Закона № 212-ФЗ установлено, что не относятся к объекту обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права).

Согласно п. 1 ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

Договор дарения в соответствии с гражданским законодательством относится к договорам, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество и может быть заключен как в письменной, так и в устной форме (ст. 574 ГК РФ).

При этом ст. 128 ГК РФ определено, что к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

Таким образом, в случае передачи подарка (в том числе в виде денежных сумм) работнику по договору дарения, заключенному в письменной форме, у организации объекта обложения страховыми взносами на основании ч. 3 ст. 7 Закона № 212-ФЗ не возникает.

Это подтверждает и Минздравсоцразвития РФ в письме от 05.03.2010 г. № 473-19.

На основании ст. 57 Трудового кодекса РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

По соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений.

Следовательно, указали чиновники, стоимость приобретенных подарков для работников, предусмотренных трудовыми договорами (коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами), не оформленных договорами дарения, будет являться объектом обложения страховыми взносами.

Аналогичное мнение и у ПФР (письмо от 29.09.2010 г. № 30-21/10260).

То есть для того, чтобы не платить страховые взносы в ПФР, ФФОМС, ФСС РФ (на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) со стоимости турпутевок, нужно с каждым работником, которому предназначена путевка, заключить договор дарения в произвольной письменной форме.

Согласно ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

Ст. 20.1 Закона № 125-ФЗ не содержит положения, аналогичного п. 3 ст. 7 Закона № 212-ФЗ.

Анализ арбитражной практики показывает, что отделения ФСС РФ требуют начислять взносы на «травматизм» со стоимости подарков.

При этом официальной позиции ФСС РФ по данному вопросу нет до сих пор.

Поскольку договор дарения является гражданско-правовым договором, то в случае заключения его в письменной форме (без указания обязанности страхователя уплачивать страховые взносы) объекта обложения страховыми взносами на травматизм не возникнет.

Это прямо следует из п. 1 ст. 20.1 Закона № 125-ФЗ.

Кроме того, при передаче организацией подарков работникам происходит безвозмездная передача права собственности на них, то есть какое-либо вознаграждение отсутствует.

Арбитражные суды указывают, что передача работникам подарков непосредственно не связана с выполнением работниками трудовых обязанностей, не является стимулирующей или компенсирующей выплатой, имеет разовый и необязательный характер, стоимость подарков определялась вне зависимости от стажа работника и результатов его работы.

Следовательно, стоимость переданных работодателем работникам детских новогодних подарков не должна учитываться при расчете базы по страховым взносам.

Сам по себе факт наличия трудовых отношений между организацией и работниками не является основанием для вывода о том, что все выплаты, которые производятся данным физическим лицам, по существу представляют собой оплату их труда (постановления ФАС Уральского округа от 30.06.2010 г. № Ф09-4882/10-С2, ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.05.2012 г. № А33-15492/2011, ФАС Поволжского округа от 11.10.2012 г. № А65-6438/2012).

image Добавить в избранное image

ПОДПИШИТЕСЬ НА НОВОСТИ И СВЕЖИЕ СТАТЬИ

В соответствии с абз. 11 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 25.11.1999 № 326-З «О туризме» (далее — Закон о туризме) составляющими частями туристической деятельности являются туроператорская и турагентская деятельность. Туристическая деятельность является коммерческим видом деятельности, основной целью которой является получение прибыли. В связи с этим при осуществлении туристической деятельности производится уплата налогов и сборов в соответствии с законодательством Республики Беларусь. При этом для отдельных видов туристических услуг предусмотрены некоторые особенности.

В зависимости от целей, которые положены в основу классификации, в сфере туристической деятельности выделяют следующие виды туризма:

1.        по организационным формам туризм подразделяется на международный и внутренний туризм (ст. 3 Закона о туризме).

Международный туризм включает в себя:

·                  выездной туризм — туристическое путешествие граждан Республики Беларусь, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, за пределы территории Республики Беларусь;

·                  въездной туризм — туристическое путешествие иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением постоянно проживающих в Республике Беларусь, в пределах территории Республики Беларусь.

Внутренний туризм — туристическое путешествие граждан Республики Беларусь, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, в пределах территории Республики Беларусь;

2.        в зависимости от целей туристической поездки выделяют:

·                  экологический туризм;

·                  религиозный туризм;

·                  агроэкотуризм;

·                  военно-исторический туризм;

·                  деловой туризм;

·                  лечебно-оздоровительный туризм и др.

Налог на добавленную стоимость. Организации туристической деятельности по общему правилу признаются плательщиками налога на добавленную стоимость (далее — НДС) (ст. 112 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК)).

Объектами налогообложения НДС признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь (п. 1.1 ст. 115 НК).

Согласно ст. 118 НК от налогообложения НДС освобождены обороты по реализации на территории Республики Беларусь (п. 1.32 ст. 118 НК):

1.    услуг гидов-переводчиков, экскурсоводов, оказываемых в пределах Республики Беларусь, а также следующих туристических услуг по организации:

1.1) на территории Республики Беларусь экскурсионного обслуживания:

·                  услуг по подготовке, организации и проведению экскурсий;

·                  услуг, оказываемых в составе тура, по организации и обеспечению питанием экскурсантов;

·                  услуг, оказываемых в составе тура, по организации перевозок экскурсантов различными видами транспорта;

1.2) путешествий туристов в пределах Республики Беларусь:

·                  услуг турагентов и туроператоров по организации комплексного туристического обслуживания;

·                  услуг турагентов и туроператоров, оказываемых в составе тура, по организации размещения, питания туристов;

·                  услуг, оказываемых в составе тура, по организации перевозок туристов различными видами транспорта;

·                  услуг, оказываемых в составе тура, по организации спортивных, познавательных, оздоровительных, экскурсионных, культурно-зрелищных мероприятий в соответствии с программой туристического путешествия;

·                  услуг, оказываемых в составе тура, туристических информационных;

·                  услуг, оказываемых в составе тура, по бронированию и (или) продаже мест в транспортных средствах, ресторанах, местах временного проживания, прокату автомобилей;

·                  услуг, оказываемых в составе тура, по оформлению выездных документов на маршруты туристического путешествия по зарубежным странам (услуги визовой поддержки, услуги по доставке документов в консульские учреждения, услуги по медицинскому страхованию туристов);

·                  услуг, оказываемых в составе тура, по организации встреч туристов в аэропорту, включая бронирование VIP-зала, услуги сопровождающего лица;

·                  услуг, оказываемых в составе тура, по организации охоты и рыбалки.

Местом реализации услуг в сфере туризма для целей НДС признается территория страны, на которой фактически оказываются такие услуги. Соответственно, при реализации тураператором собственных туров объект налогообложения НДС возникает в отношении услуг в сфере туризма, оказываемых на территории Республики Беларусь (п. 1.1 ст. 115, абз. 2 п. 1.3 ст. 117 НК).

Днем оказания туристических услуг признается последний день тура (п. 13 ст. 121 НК).

Наряду с вышеуказанным, согласно п. 5.3 Указа Президента Республики Беларусь от 26.05.2011 № 220 «О создании специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал» (далее — Указ № 220) резиденты специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал» (далее — резиденты парка «Августовский канал») освобождаются от НДС с оборотов по реализации товаров (работ, услуг) собственного производства на территории Республики Беларусь. Однако указанные льготы не распространяются на реализацию туров, в соответствии с которыми путь следования туриста (экскурсанта) проходит полностью либо частично за пределами территории Республики Беларусь (за исключением путешествий, связанных с въездным туризмом), а также услуг, связанных с формированием, организацией или реализацией таких туров (путешествий), включая рекламные, консультационные, информационные и транспортные услуги.

Налог на прибыль. Объектом налогообложения налогом на прибыль у туристических организаций при общей системе налогообложения признается валовая прибыль, равная сумме прибыли от реализации услуг и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов (ч. 1 п. 1, абз. 2 ч. 1 п. 2 ст. 167 НК).

Прибыль (убыток) от реализации услуг определяется как положительная (отрицательная) разница между выручкой от их реализации на возмездной основе, уменьшенной на суммы налогов и сборов, исчисляемых из выручки (НДС), и затратами, учитываемыми при налогообложении (ч. 1 п. 1 ст. 168 НК).

Затратами, учитываемыми при налогообложении, признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено НК и (или) законодательством (ч. 1 п. 1 ст. 169 НК).

К затратам организации, осуществляющей техобслуживание и ремонт, учитываемым при налогообложении, относятся:

·                  затраты по производству и реализации работ, услуг по ремонту и техобслуживанию;

·                  нормируемые затраты.

Затраты, учитываемые при налогообложении, отражаются в том отчетном периоде, к которому они относятся (принцип начисления), независимо от времени (срока) оплаты (предварительная или последующая) (ч. 2 п. 1 ст. 169 НК).

Затраты по производству и реализации представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе оказания услуг, имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов, отражаемых в бухгалтерском учете (п. 1 ст. 170 НК).

Согласно п. 5.1 Указа № 220 резиденты парка «Августовский канал» освобождаются от налога на прибыль в течение пяти календарных лет, начиная с первого календарного года (включительно), в котором возникла валовая прибыль, в части прибыли, полученной ими от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства. При этом к такому первому календарному году не относится календарный год, в котором организация не являлась резидентом парка.

По истечении указанного периода прибыль резидентов парка, полученная от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, облагается по ставке, уменьшенной на 50% от ставки, установленной законодательством, но не более чем по ставке 12%.

Налог на недвижимость. Плательщиками налога на недвижимость признаются организации (ст. 225 НК).

Согласно п. 1 ст. 227 НК объектами налогообложения налогом на недвижимость у плательщиков-организаций, за исключением объектов, перечисленных в п. 2 ст. 226 НК, признаются:

·                  капитальные строения (здания, сооружения), их части, являющиеся собственностью или находящиеся в хозяйственном ведении или в оперативном управлении организаций;

·                  капитальные строения (здания, сооружения), их части, расположенные на территории Республики Беларусь и взятые в финансовую аренду (лизинг), определяемую в соответствии с законодательством как финансовый лизинг, организациями у белорусских организаций, в случае, если по условиям договора финансовой аренды (лизинга) эти объекты не находятся на балансе организаций-лизингодателей;

·                  капитальные строения (здания, сооружения), их части, расположенные на территории Республики Беларусь и взятые организациями в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование у физических лиц (как признаваемых, так и не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь);

·                  капитальные строения (здания, сооружения), их части, расположенные на территории Республики Беларусь и взятые организациями в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование у иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство;

·                  состоящие на учете (на бухгалтерском учете или на учете в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения) капитальные строения (здания, сооружения), их части, создание, изменение которых или возникновение, переход прав собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления на которые подлежат государственной регистрации, до государственной регистрации их создания, изменения или возникновения, перехода на них прав собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;

·                  капитальные строения (здания, сооружения), их части, находящиеся в государственной собственности, полученные в безвозмездное пользование акционерными обществами, созданными в процессе преобразования арендных, коллективных (народных), государственных, государственных унитарных предприятий.

Согласно п. 5.2 Указа № 220 резиденты парка «Августовский канал» освобождаются от налога на недвижимость по зданиям и сооружениям, расположенным на территории парка, независимо от направления их использования, в том числе при сдаче их в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование.

Подробнее читайте в статье.

–>–>

<…>

Войдите в систему или зарегистрируйтесь При регистрации один день для ознакомления бесплатно. –> Зарегистрироваться –> Уже зарегистрированы? Тогда авторизируйтесь!

Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 5 февраля 2020 года на вопрос от 14 января 2020 года № 589715 (dialog.egov.kz)

Тур на сайте по цене 1500 у.е комиссия Турагенства- 150 у.е.Данная комиссия никаким документом не оформляется.только отображается на сайте в самой заявке.

Вопрос: Что является налогоблагаемым доходом Турагенства по КПН и НДС по данному договору,кому выставляет ЭСФ Турагенство и на какую сумму?

Какие суммы Турагенство должен отрожать в бумагах на доходох и на расходах?

Здравствуйте Ынтымақов Аймағамбет!

Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее — КГД МФ РК) рассмотрев Ваш вопрос, поступивший на блог Председателя КГД МФ РК, сообщает следующее.

По корпоративному подоходному налогу

В соответствии с пунктом 3 статьи 190 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), если иное не установлено пунктом 4 данной статьи, налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

В соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса в совокупный годовой доход включаются все виды доходов налогоплательщика без включения в них суммы налога на добавленную стоимость и акциза, в том числе доход от реализации.

Согласно пункту 1 статьи 227 Налогового кодекса доходом от реализации признается сумма дохода, возникающего при реализации товаров, работ, услуг, кроме доходов, включаемых в совокупный годовой доход в соответствии со статьями 228 — 240 Налогового кодекса, а также доходов, указанных в пункте 4 статьи 258 Налогового кодекса, в части, не превышающей суммы расходов, указанных в пункте 1 статьи 258 Налогового кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 227 Налогового кодекса доход от реализации определяется в размере стоимости реализованных товаров, работ, услуг, без включения в нее суммы налога на добавленную стоимость и акциза.

Вместе с тем, принципы, которые должна применять организация о характере, величине, сроках и неопределенности возникновения выручки и денежных потоков, обусловленных договором с покупателем, регламентированы в МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями» (МСФО 15).

Применяя МСФО 15, организация должна анализировать условия договора и все уместные факты и обстоятельства.

В соответствии с пунктами B34, В35, В35В, B35А, В37 и В37А в случаях, когда в предоставлении товаров или услуг покупателю участвует другая сторона, организация должна определить, какой характер имеет данное ею обещание: обязана ли организация предоставить определенные товары или услуги сама (т. е. организация является принципалом), или же она обязана организовать предоставление этих товаров или услуг другой стороной (т.е. организация выступает в качестве агента).

Организация определяет, является ли она принципалом или агентом, в отношении каждого оговоренного товара или услуги, обещанных покупателю.

Организация является принципалом, если она контролирует оговоренный товар или услугу до их передачи покупателю.

Однако организация необязательно контролирует оговоренный товар, если она получает право собственности на такой товар лишь непосредственно перед передачей права собственности покупателю. Когда (или по мере того, как) выполняется обязанность к исполнению, организация, являющаяся принципалом, признает выручку в валовой сумме возмещения, право на которое она ожидает получить в обмен на передаваемые оговоренные товар или услугу.

В случае привлечения другой стороны для предоставления товаров или услуг покупателю организация, которая является принципалом, получает контроль над одним из следующих аспектов:

(a) товаром или иным активом другой стороны, которые она впоследствии передает покупателю;

(b) правом на услугу, которая будет оказана другой стороной, что дает организации возможность поручить данной стороне оказание такой услуги покупателю от имени организации;

(c) товаром или услугой другой стороны, которые она впоследствии объединяет с другими товарами или услугами при предоставлении оговоренных товара или услуги покупателю.

Например, если организация оказывает значительную услугу по интеграции товаров или услуг (см. пункт 29(a)), предоставляемых другой стороной, в оговоренный товар или услугу, для получения которых покупатель заключил договор, организация контролирует оговоренный товар или услугу до передачи такого товара или услуги покупателю.

Это обусловлено тем, что организация сначала получает контроль над исходными ресурсами для оговоренного товара или услуги (которые включают в себя товары или услуги других сторон) и определяет способ их использования для создания совокупного результата, который является оговоренным товаром или услугой.

Признаки того, что организация контролирует оговоренный товар или услугу до того, как они передаются покупателю) (и, следовательно, является принципалом (см. пункт B35)), включают в себя, среди прочего, следующие:

(a) организация несет основную ответственность за исполнение обещания предоставить оговоренный товар или услугу. Как правило, это включает ответственность за приемлемость оговоренных товара или услуги (например, основная ответственность за соответствие товара или услуги требованиям покупателя).

Если организация несет основную ответственность за исполнение обещания предоставить оговоренные товар или услугу, это может указывать на то, что другая сторона, вовлеченная в предоставление оговоренных товара или услуги, действует от имени организации.

(b) организация подвержена риску обесценения запасов до того, как оговоренные товар или услуга были переданы покупателю, или после передачи контроля покупателю (например, если у покупателя имеется право на возврат).

Например, если организация получает или принимает на себя обязательство получить оговоренные товар или услугу до заключения договора с покупателем, это может указывать на то, что организация имеет возможность определять способ использования таких товара или услуги и получать практически все оставшиеся выгоды от них до того, как они будут переданы покупателю.

(c) организация имеет право самостоятельно устанавливать цену на оговоренные товар или услугу.

Возможность устанавливать цену, которую покупатель уплачивает за оговоренные товар или услугу, может указывать на наличие у организации возможности определять способ использования таких товара или услуги и получать практически все оставшиеся выгоды.

Однако в некоторых случаях агент может иметь право самостоятельно устанавливать цены. Например, агент может обладать некоторой самостоятельностью при установлении цены с целью генерирования дополнительной выручки от оказания им услуги по организации предоставления товаров или услуг покупателям другими сторонами.

В зависимости от характера оговоренных товара или услуги, а также от условий договора признаки, перечисленные в пункте B37 МСФО 15, могут быть уместными для оценки контроля в большей или меньшей степени.

Кроме того, в различных договорах различные признаки могут служить более убедительным подтверждением.

Согласно пункту В36 МСФО 15 организация, являющаяся агентом, не контролирует оговоренные товар или услугу, предоставляемые другой стороной, до передачи такого товара или услуги покупателю. Когда (или по мере того, как) выполняется обязанность к исполнению, организация, являющаяся агентом, признает выручку в сумме вознаграждения или комиссии, право на которые она ожидает получить в обмен на организацию предоставления оговоренных товаров или услуг другой стороной.

Вознаграждение или комиссия организации может представлять собой чистую сумму возмещения, которую организация удерживает после выплаты другой стороне возмещения, полученного в обмен на товары или услуги, которые должны быть предоставлены такой стороной.

Таким образом, организация, являющаяся принципиалом, в соответствии с МСФО 15, признает доход в валовой сумме возмещения, а являющаяся агентом — в сумме вознаграждения или комиссии.

На основании вышеизложенного, в случае, если в соответствии с МСФО и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности турагент при осуществлении турагентской деятельности признается агентом, в целях исчисления КПН доходом от реализации такого турагента является сумма комиссии, в случае, если такой турагент признается принципалом — доходом от реализации является валовая сумма возмещения.

При этом, расходы турагента, связанные с получением такого дохода, подлежат вычету при наличии соответствующих документов.

По налогу на добавленную стоимость

Согласно подпункту 19) статьи 1 Закона Республики Казахстан от 13 июня 2001 года № 211 «О туристской деятельности в Республике Казахстан» (далее — Закон) туристская операторская деятельность (туроператорская деятельность) — предпринимательская деятельность физических и (или) юридических лиц, имеющих лицензию на данный вид деятельности, по формированию туристского продукта, его продвижению и реализации туристским агентам и туристам, а также по продвижению и реализации туристского продукта, сформированного нерезидентом Республики Казахстан (далее — туроператор).

В соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 369 Налогового кодекса облагаемым оборотом является оборот, совершаемый плательщиком налога на добавленную стоимость (далее — НДС) по реализации товаров, работ, услуг, за исключением необлагаемого оборота, указанного в статье 370 Налогового кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса оборот по реализации работ, услуг означает любое выполнение работ или оказание услуг, в том числе безвозмездное, а также любую деятельность за вознаграждение, отличную от реализации товара.

В соответствии с подпунктом 2) пункта 15 статьи 381 Налогового кодекса установлено, что в остальных случаях, несмотря на положения пунктов 1 — 14 данной статьи, размер оборота по реализации определяется при оказании услуг туроператора по выездному туризму — как положительная разница между стоимостью реализации туристского продукта и стоимостью услуг по страхованию, перевозке пассажиров и проживанию, в том числе питанию, если стоимость такого питания включена в стоимость проживания.

Согласно части 6 статьи 416 Налогового кодекса, при выписке комитентом в адрес комиссионера счета-фактуры на реализацию товаров, работ, услуг на условиях, соответствующих условиям договора комиссии, в целях выполнения требований подпунктов 2) и 3) пункта 5 статьи 412 Налогового кодекса в качестве реквизитов: поставщика — указываются реквизиты комитента с указанием статуса «комитент»; получателя — указываются реквизиты комиссионера с указанием статуса «комиссионер».

На основании вышеизложенного, реализация туристского продукта, по договору, соответствующему договору комиссии, не является оборотом по реализации комиссионера, а является оборотом по реализации комитента, при этом размер облагаемого оборота комиссионера определяется на основе его вознаграждения и счет-фактура выписывается комиссионером на основании счета-фактуры комитента, являющегося плательщиком НДС или на основании документа, подтверждающего стоимость товаров, работ, услуг, выписанного комитентом, не являющимся плательщиком НДС.

При этом, в ЭСФ в разделе В «Реквизиты поставщика» в строке 10 отмечается ячейка А «комитент», а в разделе С «Реквизиты получателя» в строке 20 отмечается ячейка В «комиссионер».

Кроме того турагент в ЭСФ в графе 8 указывается вся стоимость реализации без НДС, в графе 11 указывается размер облагаемого оборота по реализации, определяемый как положительная разница между стоимостью реализации туристского продукта и стоимостью услуг по страхованию, перевозке пассажиров и проживанию, в том числе питанию, если стоимость такого питания включена в стоимость проживания, а в графе 14 указывается стоимость реализованного турпродукта с учетом НДС (графа 8 + графа 13).

Султангазиев М.Е.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий