Содержание
- Разработка логистических схем перевозки грузов
- Задачи логистики
- Разработка логистических схем перевозки грузов
- Категории грузов
- Подбор транспорта
- Выбор способа доставки
- Выбор маршрута
- Контроль процесса перевозки
- Предлагаемые услуги в сфере железнодорожной логистики
- Организация перевозок грузов вагонами
- Сотрудничество с СФТО
- Международные железнодорожные перевозки
- Что означает логистика
- Наше время
- Какие бывают логистики
- Чем занимается отдел логистики в организации
- Основные задачи службы логистики
- Логистические процессы
- Структура отдела логистики
- Организационная иерархия службы
- Складское хозяйство
- Должностная инструкция
- В заключение
Разработка логистических схем перевозки грузов
Автомобильные грузоперевозки считаются одним из самых быстрых способов доставки груза. При этом затраты на них оказываются довольно большими. Чтобы оптимизировать издержки и сделать бизнес прибыльным, необходимо правильно выбрать логистические схемы перевозок грузов.
Задачи логистики
Транспортная логистика — основополагающее направление науки об управлении движением товара, помогающее организовать своевременную доставку предметов и вещей из одной точки в другую с минимальными затратами. Разработка логистической схемы необходима для решения следующих задач:
- соблюдения сроков доставки;
- выбора оптимального маршрута;
- эффективной эксплуатации ТС;
- обеспечения сохранности груза;
- минимизации расходов;
- оформления необходимых документов;
- соблюдения требований местного и международного законодательства.
Дополнительно повысить эффективность помогает автоматизация логистики. Она позволяет ускорить процесс принятия решения и значительно снизить расходы, что уменьшает итоговую стоимость транспортных услуг.
Разработка логистических схем перевозки грузов
Работа по составлению логистической схемы проходит в семь последовательных шагов. Каждый последующий этап зависит от результатов предыдущего, поэтому нельзя пропустить какой-то аспект.
В план входят:
- определение типа груза;
- выбор подходящего транспорта;
- определение способа перевозки;
- маршрутизация;
- обеспечение непрерывности процесса доставки;
- оптимизация.
Разберем каждый этап подробнее.
Категории грузов
Груз — основной элемент перевозки. На основании его характеристик строится вся логистическая система. Выделяют шесть категорий:
- длинномерные — выходят за пределы транспортного средства более чем на 2 м. Для транспортировки часто используют платформы;
- скоропортящиеся — в основном продукты питания. Перевозка выполняется с помощью холодильного оборудования;
- сыпучие— перевозят с помощью специальных контейнеров;
- жидкие — в зависимости от вида перевозимой жидкости выбирается тип емкости;
- неделимые — крупные конструкции, предъявляющие особые требования к грузоподъемности и вместительности транспорта;
- сборные — формируются из малогабаритных грузов.
Подбор транспорта
При выборе предпочтительных средств транспортировки основными показателями являются скорость доставки, тариф и соответствие грузу. На практике найти идеальный вариант, подходящий по всем трем аспектам, невозможно. Например, быстрая доставка всегда стоит дороже, а для опасных грузов скоростная перевозка вовсе недоступна.
Каждый вид транспорта обладает своими преимуществами и недостатками. Всего выделяют четыре разновидности:
- автомобильный. Перевозки автотранспортом отличаются доступной стоимостью, удобством и оперативностью. Благодаря возможности доставки до двери и большому количеству предложений на рынке данный вид транспорта пользуется огромной популярностью. Из недостатков стоит отметить высокую энергозатратность, низкую провозную способность и вероятность хищения;
- железнодорожный. ЖД-транспорт оптимален при перемещении больших партий грузов на дальние расстояния. В отличие от автомобилей, движение поездов не зависит от климатических условий, что ускоряет транспортировку. Железнодорожный транспорт обеспечивает высокий уровень безопасности, гарантирует соблюдение сроков и не требует больших затрат на оформление перевозки. Главный недостаток — ограниченность пунктов доставки и отправления;
- воздушный. Авиаперевозки отличаются надежностью и максимальной скоростью доставки груза. При этом цена такой услуги очень высока, что делает использование авиации малодоступным вариантом. Кроме того, передвижение авиатранспорта сильно зависит от погодных условий, что может негативно сказаться на сроках. Главное применение — пассажирские перевозки и доставка экстренных грузов;
- водный. Перевозки по морю или реке позволяют транспортировать практически любые виды грузов, при этом они имеют небольшую стоимость. К негативным аспектам относят долгий срок доставки, а также зависимость от наличия соответствующей инфраструктуры. Плюс морские и речные перевозки требуют подготовки большого количества документов и соблюдения строгих требований к упаковке и фиксации груза на борту.
Выбор способа доставки
В зависимости от количества используемых видов транспорта выделяют три схемы транспортной перевозки:
- юнимодальные— прямые перевозки только каким-либо одним видом транспорта;
- интермодальные— система перевозки грузов несколькими транспортными средствами по одному документу. Важным элементом схемы является опломбирование контейнера, что исключает доступ к грузу без срыва пломбы. Ответственность за всю доставку несет один перевозчик, вне зависимости от количества используемых видов транспорта;
- мультимодальные— транспортировка также осуществляется несколькими способами, но на каждом участке пути ответственность несет отдельный перевозчик. Чаще всего такие перевозки используются внутри страны.
Грамотное применение интер- и мультимодальных перевозок позволяет снизить себестоимость доставки. За счет использования крупной грузовой единицы (контейнер, трейлер, блок-пакет) удельная энергоемкость процесса сокращается в 3 раза.
Правильно организованная схема транспортировки включает в себя:
- слаженное взаимодействие всех участников процесса;
- контроль за перемещением груза на каждом участке пути;
- своевременную подачу транспорта к перегрузочным пунктам;
- унификацию грузовых параметров за счет упаковки в одну тару на всем протяжении пути;
- оформление транспортной документации по единым нормам.
Выбор маршрута
При разработке маршрута нужно учитывать множество факторов: допустимую скорость движения, длительность погрузочно-разгрузочных работ, наличие доступных путей сообщения, соответствие типа груза нормативным требованиям и т.д.
Оптимальный маршрут позволяет сократить сроки доставки, обеспечить безопасность груза и сформировать точный график перевозок. Процесс выбора рационального маршрута состоит из пяти последовательных этапов. Среди них:
- Исследование местности. В первую очередь, нужно оценить наличие возможных путей сообщения, что зависит от географических особенностей пространства между пунктами отправления и получения. Например, если они расположены на разных континентах, то в схему обязательно необходимо включить морской или воздушный транспорт. Плюс одного вида транспорта может оказаться недостаточно, поэтому потребуется заключать договор с несколькими перевозчиками для организации мультимодальной транспортировки.
- Разбор характеристик груза. Особенности перевозимой продукции также влияют на выбор ТС и маршрутизацию. Например, для опасных грузов требуется особый маршрут, так как в требованиях ПДД указаны специальные правила по перевозке подобных товаров.
- Время перевозки. По итогам первых двух этапов круг возможных ТС сильно сужается. Дополнительный параметр, который влияет на выбор способа транспортировки,— срочность доставки.
- Оценка себестоимости. Важно не только вовремя доставить груз до конечной точки, но и уложиться в бюджет.
- Анализ возможных рисков. Пройдя четыре предыдущих этапа, логисты выстраивают примерный маршрут следования груза и оценивают дополнительные факторы, которые могут повлиять на перевозку на каждом этапе. Сюда входят климатические условия, экономические аспекты, политические запреты и т.д.
В итоге выстраивается оптимальный маршрут, при котором себестоимость, затраченное время на доставку и вероятность повреждения груза будут минимальны
Контроль процесса перевозки
Учесть все нюансы наперед невозможно. В ходе транспортировки могут возникнуть задержки при погрузке, автомобиль выйдет из строя или произойдет авария, — все это влияет на срок доставки. Опоздание не только негативно сказывается на репутации компании, но и может стать причиной санкций в отношении перевозчика и необходимости уплаты неустойки. Поэтому логистическая схема подразумевает постоянный контроль за движением транспортного средства с грузом.
При возникновении внештатной ситуации логисты смогут вовремя внести корректировки в маршрут, чтобы избежать простоев и задержек. Для мониторинга в режиме реального времени на сегодняшний день есть достаточно возможностей: от сотовой до спутниковой связи.
В целом применение транспортной логистики упрощает осуществление перевозок, делает их эффективнее, безопаснее и дешевле. Логистическая схема перевозки грузов помогает проработать все важные аспекты транспортировки еще до ее начала и предоставить клиенту подробную информацию о процессе перемещения товара. Продуманная логистика служит и конкурентным преимуществом для компании, так как при построении маршрута учитываются основные требования со стороны заказчика: скорость поставки, сохранность груза и доступная стоимость перевозки.
Есть профессии, которым суждено появиться и исчезнуть всего через несколько лет. Например, оператора ЭВМ. А есть те, которые входят в жизнь общества и успешно закрепляются в ней. Просто в некоторых отраслях сегодня специалисты нужны, а через пару лет прогресс шагнул вперед — и тысячи специалистов оказываются не у дел. Транспортная отрасль к таким, безусловно, не относится. Конечно, кучеры сейчас не востребованы, появляются новые специальности. Одна из относительно новых на рынке труда — профессия логиста. В чем заключается работа логиста — это и есть тема сегодняшнего материала IQ Review. Своими знаниями поделился начальник отдела логистики московской транспортной компании.
Работа логиста — что это такое?
Привет. Меня зовут Евгений, мне 32 года. Живу в Москве. Работаю руководителем отдела транспортной логистики, в компании «Стафф-Транс». Но это — сейчас, а начинал я обычным диспетчером в далеком 2006 году в компании «Светлана-К». Что делает логист? Четко сформулированное описание этой профессии можно найти в «Wikipedia» или в различных умных институтских книжках.
Мое личное мнение, что логистика — это умение вовремя и без проблем доставить груз из точки «A» в точку «B» (иногда и «С», и «D»), используя все доступные и недоступные ресурсы, при этом удовлетворив потребности, как минимум, троих участников процесса: грузовладельца, грузополучателя, перевозчика.
Что должен знать логист
Мне думается, для того чтобы овладеть этой профессией, специального образования не требуется. Если вы общительны, обладаете способностью логически мыслить, умеете находить выход из любых сложных ситуаций, то, вполне вероятно, вам подойдет эта профессия. Но есть и предметы, без знания которых будет сложно добиться успеха, например, география и основные направления (автодорог) своего региона. Получиться может и без них, но с ними будет гораздо легче, кроме того, это намного сократит период адаптации на новом месте работы.
Вы должны обладать первичными знаниями компьютера, уметь работать с интернетом и обязательно с офисными программами Excel, Word, Access — хотя бы на начальном уровне. Ну и, естественно, представлять, что такое всевозможные почты, «аськи», «скайпы» и прочие средства коммуникации.
Будет здорово, если вы понимаете, что такое первичные документы и документооборот в целом на предприятии. Если нет – не страшно, но поначалу будет тяжеловато запомнить, как и что правильно заполняется, кому что нести, куда отправлять и, вообще, зачем такое количество бумаги на квадратный сантиметр рабочего стола.
В каких вузах можно получить образование по этой специальности
Есть достаточное количество институтов (МАДИ, МАМИ, МИИТ, ГУУ и пр.), где вас обучат искусству логистики. Но мой личный опыт и опыт моих коллег мне говорит, что это не есть необходимость, так как в силу «русского менталитета» большая часть логистики строится на личных взаимоотношениях в цепочке «отправитель-перевозчик-получатель», которые могут быть выстроены исключительно в процессе работы, в институте такие знания получить невозможно.
Помимо всего перечисленного, хочу отметить, что если вы не усидчивы, не терпеливы, не умеете раскладывать по полочкам информацию и допускаете беспорядок, то шансов на успех у вас будет гораздо меньше. Без этих качеств добиться успеха в профессии логиста достаточно сложно, ведь логистика — это не только «драйв» от общения с огромным количеством людей, суматоха и беготня с телефоном 25 часов в сутки! Это еще и огромное количество времени, проводимое за проверкой документов, счетов, возможно, даже ведением архивов, а также работа с картами и атласами и бесконечное занесение данных в компьютер.
Где искать работу логистом без опыта
Устроиться на должность вроде диспетчера или помощника логиста сейчас достаточно просто, на любом сайте для поиска работы можно найти огромное количество таких вакансий. Важно понимать, что логистика — это не только транспортные компании различного уровня. Это любое предприятие, которое занимается бизнесом, связанным с торговлей, производством, предоставлением услуг.
Как стать логистом — с чего начать
Логистика – это сфера, которая охватывает практически любой вид деятельности, как бухучет или делопроизводство. Здесь я рекомендую попытаться устроиться непосредственно к грузовладельцу. Абсолютно неважно, чем конкретно он занимается, это будет сложнее и займет больше времени, чем трудоустройство просто в транспортную компанию, но в конечном итоге это значительно облегчит вам дальнейшее продвижение по карьерной лестнице. Да и зарплата, как правило, у таких работодателей несколько выше на начальном уровне.
При поиске вакансий обращайте внимание на отзывы о компании со стороны не только клиентов, но и сотрудников. Репутация – это очень важная часть данной сферы деятельности. Внимательно читайте список обязанностей логиста, предлагаемый работодателем, чтобы подготовиться к собеседованию.
Конечно, в 90% случаев работодатель хочет, чтобы у вас был опыт работы (хотя бы минимальный), но этот пункт не стоит принимать всерьез. Как я уже говорил, достаточно уметь находить общий язык с людьми и представлять себе хотя бы поверхностно, что такое доставка грузов (вы же хоть раз пробовали делать покупки посредством интернета с доставкой — так вот, разнятся только способы и сроки – суть одинакова), всему остальному вы быстро научитесь в процессе работы.
Собеседование на вакансию логиста
На собеседовании рекомендую быть собранным и настроенным серьезно и ответственно — это важно для логиста, и работодатель обращает внимание на то, как вы отвечаете на вопросы. Прежде чем отвечать на вопросы работодателя — не стесняйтесь подумать, так вы покажете, что не бросаетесь в «омут с головой», а имеете привычку обдумывать каждое действие, но при этом не задумывайтесь, как IBM 486, ведь в логистике важна и скорость принятия решения.
Если на собеседовании будет предложено написать какой-либо тест — не волнуйтесь, на начальные позиции специальных познаний не требуется. Скорее, будет необходимо проявить смекалку и сообразительность, показать умение выстраивать логическую цепочку, никто не будет от вас требовать назвать точные расстояния между городами или рассчитать стоимость доставки, такие тесты проходят только люди с опытом, претендующие на более высокую должность.
Чем занимается логист на работе
Сами по себе процессы в логистике достаточно просты, но их отладка и оптимизация — это очень кропотливая и трудная работа, ведь в конечном итоге от этого будет зависеть, насколько спокойным будет ваш сон. В этой сфере практически нет этапности в работе, нужно делать все и сразу, поэтому приготовьтесь к напряженной работе, особенно в первое время.
Обязанности логиста
На должности диспетчера или помощника менеджера вам, скорее всего, предложат небольшой круг обязанностей, включающих рутинную и скучную работу:
- разбор документации;
- отправка ее по разным направлениям;
- ведение реестра документов;
- возможно, предложат отслеживать местоположение транспорта.
Не отчаивайтесь, со временем обязанности логиста станут разнообразнее, добавятся: маршрутизация, поиск партнеров для перевозок, поиск грузов, заключение договоров и обсуждение ставок на перевозки, решение спорных или форс-мажорных ситуаций, связанных с перевозкой груза, сверка счетов, ведение реестра перевозок, расчеты объемов загрузки и многое другое.
От количества и разнообразия обязанностей голова будет идти кругом, а от того, что они должны выполняться одновременно, будет теряться чувство времени. К моменту достижения средних (ведущий логист) и высших (зам. руководителя/руководитель отдела логистики) должностей, обязанности будут включать в себя также функции менеджмента и управления, осуществление общего руководства, составление графиков работы сотрудников, согласование схем движения и сроков, подбор персонала в отдел, переговоры с потенциальными клиентами/исполнителями.
Карьерный рост и зарплата
Безусловно, рост ответственности прямо пропорционален карьерному росту — отвечать за такой объем работы очень сложно, утомительно в плане нервного напряжения. Хочу подчеркнуть, что обязанности в логистике не уходят с карьерным ростом к другим сотрудникам, а накапливаются как снежный ком! Даже на должности руководителя вам придется проверять работу подчиненных, а значит, как и на первых ступенях развития придется перебирать бумаги, реестры, проверять достоверность отслеживания транспорта. Согласовывать договора, принимать решения в ценовой политике и при этом выполнять прямые обязанности руководителя: отчеты для руководства, разработка бюджета отдела, поиск путей оптимизации и снижения затрат. А также вести огромное количество аналитической работы на компьютере.
Сколько платят логистам
Оплата зависит от работодателя и может быть различных видов. На начальном этапе — это практически всегда оклад, причем довольно скромный по сегодняшним меркам — от 20 до 30 тысяч рублей, на большее вряд ли придется рассчитывать. По мере роста в должности, оклад будет увеличиваться, но не значительно. Работодателю важен сотрудник, постоянно улучшающий качество своей работы, поэтому (в большинстве организаций) при невысоком окладе будет разработана система поощрений, которая позволит зарабатывать в должности логиста/старшего логиста порядка 40-80 тысяч рублей.
Она может зависеть от любых параметров работы, например, от количества отгруженных в день машин или от маржи за перевозку, от объема привлеченного транспорта, от объема привлеченного груза. Могут быть и требования к оформлению документации, от которых будет зависеть оклад. Есть на рынке организации, которые просто готовы выплачивать фиксированный оклад, не заморачиваясь с процентами. Как правило, это будет цифра чуть ниже рыночной (до 50 т.р.), тогда логисту не придется постоянно думать о том, как бы улучшить свой KPI (ключевой показатель эффективности — прим. ред.), но это, в свою очередь, скажется на его отношении, предположим, к снижению издержек.
У руководителей отделов логистики и их заместителей зарплаты, безусловно, выше, причем на порядок — от 80-100 тысяч рублей в месяц и выше. У меня эта цифра незначительно превышает 80 тысяч. Мотивационные схемы также усложняются и начинают охватывать качество работы отдела в целом. Большое влияние на заработную плату высшего руководства в логистике оказывает выполнение плановых показателей и исполнение бюджета.
Интересно, что вне зависимости от размера компании, работники начальных (помощники, диспетчеры, ассистенты) и средних (логисты, старшие логисты) звеньев вряд ли будут получать больше 20 000-50 000 рублей в среднем. При этом зарплаты руководящего звена могут исчисляться сотнями тысяч рублей — таковы реалии нашего времени.
Соцпакет
Есть и еще одна прочная связь логистики и современности — это маленькая белая часть оклада. В 95% процентах случаев можете не рассчитывать на что-то большее, чем МРОТ, зарплата всегда «серая» — настолько велико количество «черного нала» в этой сфере. Ни один хозяин не раскроет своих истинных доходов, чтобы выплачивать вам нормальную «белую» зарплату.
И это касается всех ступеней карьеры без исключения, но и здесь выигрывают в основном руководящие позиции, всем остальным придется выбирать из того, что дают. Также скажу, что 99% процентов компаний предлагают стандартные условия и соцпакет согласно ТК. Есть и такие, которые могут предложить расширенную медицинскую страховку или оплату фитнеса, но, скорее всего, это будут компании иностранного происхождения или крупные холдинги РФ, куда на работу логистом без опыта попасть крайне сложно. А так, все как обычно, два раза по 14 дней отпуск, больничный, праздники.
Плюсы и минусы профессии
Конечно, как везде, тут есть и положительные стороны: профессия реально нужна на рынке, развитие логистики идет быстрыми темпами, большие возможности для саморазвития, самореализации, неплохие зарплаты, возможность самостоятельно принимать решения.
К минусам можно отнести достаточно длительное время, необходимое для карьерного роста, постоянное нервное напряжение, необходимость быть на связи 24 часа в сутки, изучения огромного количества документов. Но мы же понимаем, что это все относительно — если я не люблю рутину с документами, это не значит, что ее не любят все, и, наоборот, если я спокойно отношусь к звонкам посреди ночи, то необязательно это будет нравиться другим.
Карьерный рост логиста зависит от двух основных факторов. Первый — это качество выполняемой работы в соответствии с поставленными задачами, второй — наличие места для роста.
Как правило, от диспетчера до логиста можно вырасти за полгода-год, для этого практически всегда есть запас в штате компании. Следующая ступень может занять достаточно долгое время, и рост до ведущего логиста или специалиста, бывает, затягивается на несколько лет. А вот вырасти в полноценного руководителя логистики в рамках одной организации — задача минимум на 10-12 лет, да и то при удачном стечении обстоятельств. Этим можно объяснить высокую текучку кадров на уровне «логиста» — люди хотят расти, а компания не может им предоставить такую возможность, и начинается смена работы и поиск более доступного для карьерного роста предприятия.
Здесь либо необходимо запастись терпением, либо пытать счастья, меняя работодателя. Конечно, шансы увеличиваются вместе с опытом и квалификацией, но желающих всегда гораздо больше, чем может дать рынок, а значит, необходимо понимать, что стать большим начальником суждено не всем, и дело тут вовсе не в знаниях и умениях, а скорее — в везении. Как, например, в моем случае, когда один из моих знакомых решил открыть свой бизнес в сфере логистики, в противном случае я бы тоже до сих пор занимал должность ведущего специалиста.
При принятии решения стать логистом рекомендую подумать 2 раза, точно ли вы готовы к бессонным ночам, бесконечным звонкам, постоянному решению огромного количества текущих и неожиданных проблем, к немыслимому объему бумажной работы, а главное — к тому, что очень много людей будут вечно недовольны качеством вашей работы. Если вы решили избрать эту дорогу для себя, будьте готовы преодолевать огромное количество проблем и трудностей, готовьте самые толстые ежедневники для записи новых знакомых и друзей. Учитесь разбираться в невероятном количестве документов и составлять аналитические прогнозы по затратам, но и не забывайте о возможности узнать о новых местах на карте и их особенностях. Добро пожаловать в наши ряды, если вы все-таки решились.
Источник: iQreview.ru
16 февраля 2012, 16:26
Подавляющее большинство предпринимателей рано или поздно оказывается перед решением важнейшей задачи: доставкой товара к потребителю. Исторически сложилось так, что на долю ж/д транспорта в Российской Федерации приходится более сорока процентов всех грузоперевозок. Кроме того, некоторые категории грузов, во многие регионы нашей страны можно доставить исключительно по железной дороге.
Как синхронизировать все процессы? Как организовать международные грузовые железнодорожные перевозки? Эти задачи берет на себя логистическая компания.
Логистика – это наука о контроле, планировании и управлении транспортированием, складированием грузов (сырья и материалов), их обработкой и доставкой конечного продукта к потребителю. Кроме материальных предметов логистика занимается хранением, передачей и переработкой информации об этих грузах.
Транспортная логистика связывает все звенья перевозочного процесса в единую “цепь”: выбор оптимального маршрута, типа транспорта или нескольких (при мультимодальных перевозках), оформление необходимых документов (в том числе таможенных), организация погрузки и выгрузки и др. Логистическая компания берет на себя функции единого оператора, отвечающего за весь перевозочный процесс, от проектирования до выгрузки на месте назначения. По желанию заказчика, компания занимается организацией страхования груза, его складированием, охраной, оформлением на таможне и т. п.
Цель любой логистической компании предельно ясно выражена «правилом логистики», а именно: необходимый груз, необходимого качества, в необходимом количестве, в нужное время доставлен в нужное место, затраты при этом – минимальны.
Предлагаемые услуги в сфере железнодорожной логистики
Логистическая стратегия предлагает комплексное решение четырех важнейших задач: технической, технологической, экономической и управленческой. Она выдвигает основные цели, например: бесперебойную доставку сырья ж/д транспортом, сокращение простоя вагонов, своевременную отправку грузов и доставку в пункт назначения. Затем, в деталях, разрабатываются мероприятия по их достижению.
Результатом продуманной стратегии станет улучшение ключевых показателей железнодорожной логистики, а именно: максимальное сокращение времени оборота вагонов внутри предприятия и при погрузке-выгрузке (до 40%); снижение стоимости железнодорожных перевозок за счет сокращения тарифной составляющей (до 20%); уменьшение времени вагонооборота подвижного состава собственного парка при внешних перевозках (до 30%); сокращение всех затрат на ж. д. перевозки (около 20%).
После разработки стратегии и ее утверждения заказчиком, логистическая компания проводит все необходимые мероприятия по внедрению этой стратегии на производстве, ее отладке, вплоть до достижения конечного результата. В дальнейшем, по желанию клиента, логистическая компания может и впредь курировать все железнодорожные грузоперевозки.
Контейнерные перевозки пользуются популярностью уже много десятилетий. Они имеют ряд очевидных плюсов, главный из которых – в одном контейнере может транспортироваться несколько разнородных отправок, в разной упаковке, разной формы, веса и размера, в то время как сам контейнер универсален, и предназначен для перевозки разными видами транспорта. Контейнеры могут быть среднетоннажными (три и пять тонн), крупнотоннажными (20 и 40 футов, 24 тонны), существуют и контейнеры специального назначения (для перевозки животных, ценных, опасных и вредных грузов).
Определиться с выбором оптимальной модификации контейнера также поможет логистическая компания.
При использовании услуг компании-экспедитора на плечи заказчика ложиться соблюдение стандартных требований, предъявляемых к внутренним и международным ж/д перевозкам, оформление и предоставление экспедитору всех необходимых документов.
Логистическая компания берет на себя организацию всего процесса: подает порожние контейнеры под погрузку, оформляет все необходимые документы, отправляет и принимает контейнеры на пути РЖД, обрабатывает их на линейном терминале, страхует и обеспечивает охрану груза (при необходимости), осуществляет мониторинг в пути следования, используя инновационные решения.
Словом, контейнерные перевозки под управлением логистической компании осуществляются по принципу “от дверей до дверей”.
Организация перевозок грузов вагонами
Для вагонных перевозок используется различный подвижной состав, выбор которого зависит от характера груза. Подобрать необходимый тип вагона, в зависимости от рода груза, способов погрузки-выгрузки, необходимых условий транспортировки поможет логистическая компания. Комплекс услуг, предоставляемых при организации вагонных перевозок: оформление заявки на перевозку и согласование её на станции погрузки; разработка погрузо-разгрузочных схем (при необходимости); своевременная подача вагонов под погрузку; погрузка/выгрузка вагонов; крепеж грузов; оформление железнодорожных документов (накладная, дорожная ведомость, корешок дорожной ведомости и квитанция о приеме груза отправителем); страхование и при необходимости – охрана груза; мониторинг груза в пути следования.
Сотрудничество с СФТО
Сравнительно недавно, еще в рамках Министерства путей сообщения была создана система фирменного транспортного обслуживания – СФТО. С её открытием был сделан шаг в новый этап развития логистики на железнодорожном транспорте. Сейчас частные логистические компании (например, Вяттранспорт-логистик) имеют в СФТО собственных представителей и использует все возможности Системы по организации и информационному сопровождению грузовых железнодорожных перевозок.
Международные железнодорожные перевозки
Можно отнести к самому сложному виду ж/д перевозок. Здесь услуги профессионалов логистиков не просто экономят время и деньги, они являются необходимостью. Специфика грузовых и пассажирских железнодорожных перевозок по международным маршрутам заключается в огромном количестве необходимых документов и трудоемкости их оформления, а также в технологических особенностях Российских железных дорог. Дело в том, что колея наших дорог несколько шире европейских, а значит, грузы приходиться либо перегружать, либо – менять колесные пары вагонов. В подавляющем большинстве случаев происходит перегрузка, так как РЖД не занимается перевозкой грузов и пассажиров на европейской территории. Таким образом, присутствие представителя логистической компании необходимо, как при прохождении таможни, так и при перегрузке грузов, с целью обеспечения их сохранности.
Логистическая компания предоставляет следующие услуги по организации международных железнодорожных перевозок: осуществление международной доставки опасных, вредных и негабаритных грузов; собственные склады для накопления груза до отправки; опробованные схемы таможенной “очистки” грузов; мониторинг груза на протяжении всего пути в режиме реального времени. Кроме того, логистическая компания имеет долгосрочные договора с зарубежными партнерами.
Для обеспечения максимальной безопасности груза, получения достоверной информации об условиях его транспортировки, сведения к минимуму негативного влияния человеческого фактора и отслеживания местонахождения груза в реальном времени логистическая компания, по желанию заказчика, прикрепляет к грузу специальные устройства, фиксирующие все физические воздействия на груз. Этот прибор записывает в реальном времени множество показателей: удары, температуру, влажность, вибрацию. Определяются и фиксируются: направление удара, его сила и продолжительность. При подключении специального модуля GPS, устройство через спутник позволяет отслеживать местонахождение груза в любой момент времени.
Деятельность современных предприятий осуществляется в условиях непрерывных вызовов со стороны внешнего мира. Жесткая конкурентная борьба на рынке производства и предоставления услуг требует использования наиболее прогрессивных методов работы. Методы, процедуры и подходы, позволяющие быстро реагировать на новые факторы среды, в последние годы стали относить к средствам логистики. О том, что такое логистика, каковы ее основные виды и особенности использования, чем занимается отдел логистики на предприятии, мы и поговорим ниже.
Что означает логистика
Первые упоминания этого термина относятся к Древней Греции, где должности логистов относились к высшему административному руководству городов, а сам термин определялся искусством проведения математических расчетов. Во времена Римской империи деятельность логистов связывалась с распределением продовольствия. В двадцатом веке наибольшее развитие эта сфера деятельности получила во времена войны 1941-1945 годов, когда благодаря прогрессивным формам материально-технического обеспечения войск были организованы своевременные поставки продуктов, амуниции, оружия и техники. Кроме того, впервые был использован метод контейнерных перевозок.
Наше время
Логистика активно развивалась во второй половине 20-го века, когда резкое ухудшение экономики в транснациональных масштабах потребовало разработки новых подходов к ее стабилизации. Закономерно, что логистика как координирующий комплекс подходов к материально-техническому обеспечению, производству, распределению, транспортировке, инфраструктуре и коммуникациям привлекла внимание мировых экспертов.
Особенностью традиционных предприятий на протяжении десятилетий оставался принцип “автономизации”, при котором каждый элемент производственной системы (службы, корпуса, цеха, участки) обладал определенной обособленностью в своей работе. Это приводило к снижению эффективности управления и требовало дополнительных усилий и ресурсов на композицию их деятельности, приводящую к общей цели. В зависимости от типа производства, объемов и масштабов производственной структуры, потери могли выражаться в значительных цифрах.
Новизна логистического подхода заключалась в интеграции различных подсистем промышленных предприятий в общую систему со сквозным управлением. При этом снижались риски традиционного дискретного управления. Общая цель обеспечивалась сквозным контролем на основе подобных принципов.
Какие бывают логистики
Область применения стала определять различные логистики:
- Закупочную – контроль потоков в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.
- Запасов – управление на всем протяжении цепочки снабжения.
- Складирования – управление движением материальных ресурсов на территории складского хозяйства.
- Распределительную – обеспечение эффективного распределения готовой продукции или комплектующих, которые закупает предприятие.
- Транспортную – управление перемещением материальных предметов в производстве (готовой продукции, комплектующих и др.) из одной части производства (цеха, участка) в другую по оптимальному маршруту.
- Производственную – управление процессами, которые касаются изготовления или ремонта продукции.
- Информационную – контроль данных, сопутствующих материальному потоку, обеспечение обработки логистической информации.
- Финансовую – управление денежной массой, участвующей в организации логистической системы.
Позже возросшая сложность управления различными потоками потребовала создания отдельных структур для рационального распределения логистических функций. Так появляется новое структурное подразделение – отдел логистики.
Чем занимается отдел логистики в организации
Для систематизации логистических процессов в каждодневной деятельности на многих предприятиях создаются самостоятельные службы – логистические отделы. Они могут как подчиняться руководителю предприятия, так и проводить свою политику по процедурам аутсорсинга, обеспечивая определенную независимость и прозрачность процессов. Служба должна выполнять функцию сквозного интегрированного управления материальными потоками. Целью такой реорганизации предприятий является оптимизация затрат на этапах закупки, производства, распределения и совершенствования качества обслуживания заказчиков.
Основные задачи службы логистики
Чтобы понять, чем занимается отдел логистики, необходимо рассмотреть круг необходимых задач, которые стоят перед отделом.
Можно выделить такие ключевые позиции:
- Формирование, развитие и постоянное усовершенствование логистической системы.
- Разработка стратегии деятельности предприятия на основе логистических принципов.
- Внешняя и внутренняя интеграции предприятия с целью повышения эффективности поточных структур.
- Оперативное управление материальным и другими потоками.
- Постоянный реинжениринг процессов.
Для создания эффективной службы управления необходимой задачей является повышение производительности труда организационной структуры отдела. Для достижения этих целей и понимания, чем занимается отдел логистики, можно использовать такие шаги:
- Определить стратегические цели службы.
- Разработать детальный механизм приобретения и использования ресурсов.
- Провести анализ рынка и определить его показатели.
- Выбрать механизм коммуникаций.
- Определить процедуры принятия решений руководителем отдела.
- Улучшить степень организационной адаптации.
Логистические процессы
По своей направленности процессы подразделяются на внешние и внутренние.
Внутренняя логистика занимается вопросами управления производством и его обеспечением различными видами ресурсов. Картирование производственных операций, внедрение системы всеобщего контроля за оборудованием (ТРМ) и быстрой переналадкой оборудования (SMED), повышение организационного уровня цехов и участков (5S), использование поточного производства – это далеко не полный перечень методов производственной логистики. Рациональное распределение ресурсами базируется на распространенных системах Kanban, MRP и MRP-II, “ОТП”, основной задачей которых является планирование и последующий контроль над производственными ресурсами. Изучение данных подходов даст возможность начинающему исследователю детально разобраться в том, чем занимается отдел логистики.
Внешняя логистика объединяет различные функции с точки зрения хранения, распределения и доставки заказов потребителю.
Структура отдела логистики
Круг решаемых производственных задач определяет, целесообразно ли разбить отдел на несколько рабочих групп или скомпоновать на основе проектной структуры.
Тогда ответ на вопрос о том, чем занимается отдел логистики, будет содержаться в тех конкретных функциях, которые выполняются в рамках различных проектов.
Примерный функционал для разных групп приведен ниже.
Отдел закупок материалов и запасных частей:
- Управление закупками.
- Складские операции.
Отдел производственной логистики:
- Планирование производства на основе оперативных, текущих и перспективных планов.
- Координация технологических процессов.
- Внедрение прогрессивных методов производственной логистики.
Отдел управления запасами:
- Аудит и контроль запасов.
- Составление отчетов текущей деятельности и прогнозирование ассортимента продукции.
- Разработка и применение прогрессивных методов управления запасами.
Отдел контроля и распределения готовых заказов:
- Рекламная деятельность.
- Оформление заказов на готовые изделия или услуги.
- Разработка оптимальных схем поставок заказчикам.
- Сервисная служба.
В обязанности отдела логистики также будут входить улучшение технологических этапов обработки материальных потоков, комплексная механизация (автоматизация) процессов и др.
Организационная иерархия службы
Должностная иерархия в службе зависит от задач, решением которых занимается отдел логистики, и показателей самого предприятия (масштабов производства, специфики деятельности). Примерный штат сотрудников может выглядеть так:
- Начальник отдела – может совмещать свои функции с начальником транспортного отдела. Основные обязанности – контроль за выполнением общей стратегии службы.
- Заместители начальника – руководители системных подразделений (отдела закупок, управления запасами и других). Осуществляют контроль за выполнением тактических и оперативных задач.
- Основной штат специалистов – технологи, диспетчерский аппарат, логисты по транспортировке, распределению, сервисному обслуживанию, экономисты и др.
- Дополнительные работники – наладчики, техники, уборщики.
Складское хозяйство
Рассмотрим для примера, чем занимается отдел складской логистики.
Основные задачи, которые должны решать логисты данного отдела, таковы:
- Расчет технико-экономических параметров складской среды (полезной площади склада, необходимого количества грузоподъемного оборудования и рациональной схемы его работы, рационального использования площади и объема склада), уменьшение циклов хранения.
- Адаптация ассортимента под потребительские ожидания с целью выполнения заказов.
- Разработка наиболее рациональных схем размещения, что обеспечивает бесперебойность различных технологических процессов.
- Применение прогрессивных моделей управления.
Должностная инструкция
Эффективное управление материальными потоками предприятия возможно при использовании всех резервов управленческого персонала. С этой целью разрабатывается должностная инструкция отдела логистики. В ней указываются функции, возможности, круг обязанностей и ответственность руководителей и служащих разного ранга. Инструкция отдела логистики, как правило, включает в себя ответы на такие вопросы:
- Что специалист должен знать.
- Что обязан выполнять.
- На что имеет право.
- За что отвечает.
Инструкция отдела логистики будет составлена по принятой форме для подобного рода документов.
В заключение
Создание новой управленческой структуры является достаточно сложной и трудоемкой задачей. Синхронизация полученной службы с уже имеющимися, проработка обязанностей отдела логистики с целью отсутствия дублирования управленческих функций и постепенный выход на эффективный уровень работы займут продолжительное время. Однако в условиях постоянных колебаний международного экономического курса подобные изменения становятся крайне актуальными для любых предприятий и организаций.
ли со статьей или есть что добавить?